Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАН ДУН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 642

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

ТАН ДУН, Тань Дунь (Tan Dun) (р. 18.8.1957, Чан­ша, пров. Ху­нань), амер. ком­по­зи­тор и ди­ри­жёр кит. про­ис­хо­ж­де­ния. С 1976 ис­пол­ни­тель на эр­ху (кит. смыч­ко­вый ин­ст­ру­мент) и аран­жи­ров­щик в ху­нань­ской труп­пе Пе­кин­ской опе­ры. Окон­чил Центр. кон­сер­ва­то­рию в Пе­ки­не (1985, ма­гистр), где слу­шал в т. ч. лек­ции А. Гё­ра и Т. Та­кэ­ми­цу о совр. зап. му­зы­ке. В 1986 эмиг­ри­ро­вал в США. Дис. «Смерть и огонь: диа­лог с Пау­лем Клее» (1993, Ко­лум­бий­ский ун-т, Нью-Йорк). Ис­пы­тал влия­ние Дж. Кей­джа и ком­по­зи­то­ров-ми­ни­ма­ли­стов. Наи­бо­лее из­вест­ные со­чи­не­ния: опе­ры «Мар­ко По­ло» (Мюн­хен, 1996), «Пио­но­вый па­виль­он» (Ве­на, 1998, 2-я ред. – Нью-Йорк, 2010), «Чай» (То­кио, 2002), «Пер­вый им­пе­ра­тор» (Нью-Йорк, 2006), а так­же «Ор­ке­ст­ро­вый те­атр, I–IV» (1990–99; в рус­ле т. н. ин­ст­ру­мен­таль­но­го те­ат­ра), про­из­ве­де­ния в ори­ги­наль­ном жан­ре «ор­га­ни­че­ской му­зы­ки» (с ис­поль­зо­ва­ни­ем бу­ма­ги, во­ды, ке­ра­ми­ки; напр., «Бу­маж­ный кон­церт» для бу­маж­ной пер­кус­сии с ор­ке­ст­ром, 2003), му­зы­ка к филь­мам. Для со­чи­не­ний Т. ти­пич­ны сме­ше­ние муз. тра­ди­ций как ре­ди-мей­дов, муль­ти­ме­дий­ность, те­ат­раль­но-ри­ту­аль­ный ха­рак­тер. В 1993 де­бю­ти­ро­вал как ди­ри­жёр, спе­циа­ли­зи­ро­вал­ся на му­зы­ке 20 в. (от Г. Ма­ле­ра до Кей­джа и Та­кэ­ми­цу) и собств. со­чи­не­ни­ях. Вы­сту­пал как ху­дож­ник ин­стал­ля­ций.

Лит.: Utz C. Neue Musik und Inter­kultu­ra­lität: Von John Cage bis Tan Dun. Stuttg., 2002.

Вернуться к началу