ТАН ДУН
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТАН ДУН, Тань Дунь (Tan Dun) (р. 18.8.1957, Чанша, пров. Хунань), амер. композитор и дирижёр кит. происхождения. С 1976 исполнитель на эрху (кит. смычковый инструмент) и аранжировщик в хунаньской труппе Пекинской оперы. Окончил Центр. консерваторию в Пекине (1985, магистр), где слушал в т. ч. лекции А. Гёра и Т. Такэмицу о совр. зап. музыке. В 1986 эмигрировал в США. Дис. «Смерть и огонь: диалог с Паулем Клее» (1993, Колумбийский ун-т, Нью-Йорк). Испытал влияние Дж. Кейджа и композиторов-минималистов. Наиболее известные сочинения: оперы «Марко Поло» (Мюнхен, 1996), «Пионовый павильон» (Вена, 1998, 2-я ред. – Нью-Йорк, 2010), «Чай» (Токио, 2002), «Первый император» (Нью-Йорк, 2006), а также «Оркестровый театр, I–IV» (1990–99; в русле т. н. инструментального театра), произведения в оригинальном жанре «органической музыки» (с использованием бумаги, воды, керамики; напр., «Бумажный концерт» для бумажной перкуссии с оркестром, 2003), музыка к фильмам. Для сочинений Т. типичны смешение муз. традиций как реди-мейдов, мультимедийность, театрально-ритуальный характер. В 1993 дебютировал как дирижёр, специализировался на музыке 20 в. (от Г. Малера до Кейджа и Такэмицу) и собств. сочинениях. Выступал как художник инсталляций.