Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САВА́ЛЬ ЖОР­ДИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




САВА́ЛЬ (Savall) Жор­ди (Йор­ди) (р. 1.8.1941, Игуа­ла­да, провинция Бар­се­ло­на), испанский (каталонский) гам­бист, ди­ри­жёр, предприниматель. Круп­ный пред­ста­ви­тель ау­тен­тич­но­го ис­пол­ни­тель­ст­ва. Окон­чил Бар­се­лон­скую консерваторию по клас­су вио­лон­че­ли (1965) и Ба­зель­скую акаде­мию му­зы­ки («Схо­ла кан­то­рум») по клас­су вио­лы да гам­ба А. Вен­цин­ге­ра (1973; в 1973–87 пре­по­да­вал там же). В 1974 ос­но­вал и воз­гла­вил ан­самбль «Эс­пе­ри­он» («Hespèrion»; с 2001 под назв. «Hespèrion XXI»), ко­то­рый пер­во­на­чаль­но спе­циа­ли­зи­ро­вал­ся на музыкальном на­сле­дии стран Пи­ре­ней­ско­го полуострова, а с конца 1970-х гг. ис­пол­ня­ет так­же французскую, немецкую и английскую ста­рин­ную му­зы­ку. Ос­но­вал [вме­сте с же­ной – пе­ви­цей М. Фи­ге­рас (1942–2011)] и воз­гла­вил во­каль­ный ан­самбль «Ко­ро­лев­ская ка­пел­ла Ка­та­ло­нии» («La Capella Reial de Catalunya», 1987, назв. с 1990). С 1989 ру­ко­во­дит так­же соз­дан­ным им ор­ке­ст­ром «Le Concert des Nations» («Со­гла­сие на­ро­дов»; обыг­ры­ва­ет­ся название сборника Ф. Ку­пе­ре­на «Les Nations» – «На­ро­ды»), ис­пол­няю­щим му­зы­ку ком­по­зи­то­ров ба­рок­ко и вен­ских клас­си­ков на ста­рин­ных («ис­то­ри­че­ских») ин­ст­ру­мен­тах. Ши­ро­ко га­ст­ро­ли­ру­ет в Европе (в Рос­сии с 2008) и Америке, выступает на престижных концертных площадках (в нью-йоркском Карнеги-Холле с 2000), участвует в международных музыкальных фестивалях (в Зальцбургском с 1998). В 1998 ос­но­вал и возглавил испанскую звуко­за­пи­сы­ваю­щую компанию «Alia Vox». В 2009 вёл мас­тер-класс вио­лы да гам­ба в Джуль­ярд­ской шко­ле му­зы­ки (США). Сре­ди многих ау­дио­за­пи­сей осо­бую по­пу­ляр­ность при­об­рёл са­ун­дт­рек к фильму «Все ут­ра ми­ра» (с му­зы­кой М. Ма­ре, Ж. де Сент-Ко­лом­ба и др., 1991).

Вернуться к началу