ГЛИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЛИ (англ. glee, от др.-англ. gligg – музыка), жанр англ. популярной вокальной музыки 2-й пол. 18 — 1-й пол. 19 вв. Песня для мужского вокального трио или квартета (изначально верхний голос исполнял мальчик-дискант, позднее – контратенор), без инструментального сопровождения, на лирич. стихи (пасторального, хвалебного, сентиментального, сказочного, сатирич., редко драматич. содержания). По форме – последование небольших контрастных эпизодов (с переменой метра, лада, фактуры), фактура преим. моноритмическая, с умеренным применением имитаций и мелизмов. Импульсом к возникновению Г. стал, вероятно, англ. ренессансный мадригал, интерес к которому возродился в нач. 18 в. Среди композиторов, работавших в жанре Г., — У. Хейс (автор 4 сб-ков «Catches, glees and canons», изд. в 1757–85), Дж. У. Коллкотт (автор ок. 100 произведений в этом жанре), С. Вебб [автор 9 сб-ков, изд. между 1764 и 1798, из них наиболее известны «Достославный Аполлон» («Glorious Apollo») и «Распря» («Discord»; по англ. пер. «Илиады» Гомера)]. Прославленным исполнителем Г. был бас У. Найветт (в ансамбле исполнителей Г. выступал как контратенор), также сочинявший Г. [всего св. 40, среди которых – «Когда прекрасная роза» («When the fair rose», 1800)]. Жанр Г. пользовался популярностью среди джентльменов — любителей коллективного пения (в целом характерного для традиц. культуры этой страны). В 1787 в Лондоне открыт первый «гли-клуб»; до сер. 19 в. такие клубы были распространены по всей Англии. Во 2-й пол. 19 в. любительские мужские вокальные ансамбли под назв. «гли-клуб» появились в США (гл. обр. при высших учебных заведениях), причём они исполняли не только Г., но и вокальную музыку a cappella. Хоровые об-ва с подобными назв. поныне распространены в США.