Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИША́КА МИХАИЛ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Л. Дорофеев

МИША́КА Михаил (20.3.1800, дер. Рашмайя, Ливан  19.7.1888, Дамаск, Сирия), сирийско-ливанский теоретик музыки, историк, врач и дипломат; писал на араб. языке. Из греческой семьи торговцев и гос. чиновников. В 1817–20 обучался в Египте торговому делу, а также традиционной арабской музыке, познакомился с европейской литературой (в арабских переводах). В 1820 продолжил изучение арабской музыки и музыкальной теории под руководством Мухаммада аль-Аттара в Дамаске. По возвращении в Ливан занимался производством и продажей шёлка, выполнял административные и дипломатические поручения при дворе эмира Башира II Шихаба. C кон. 1820-х гг. изучал медицину, с 1840-х гг. главный врач Дамаска. Работал переводчиком при британском консульстве. В 1848 под влиянием американских миссионеров перешёл из грекокатоличества (см. Униатство) в протестантизм. В 1859–70 вице-консул США в Дамаске.

«Послание эмиру Шихабу об искусстве музыки» («Аль-рисала аль-шихабиййа фи аль-с̣ина‘а аль-музик̣иййа», между 1820 и 1840) – важнейший арабский музыкально-теоретический трактат 1-й пол. 19 в. В нём М. описал сложившуюся к тому времени в арабской музыкальной науке 48-тоновую двухоктавную звуковую систему; впервые в мировой теории музыки он представил математический расчёт деления струны, обеспечивающий деление октавы на 24 примерно равных микроинтервала (четвертитона; их отличие от точного равенства в данном расчёте не более 3 центов). Наряду с этим М. поделил октаву на 68 примерно равных микроинтервалов. Оба варианта микротонового деления октавы М. испытал на специально заказанных танбурах и пришёл к выводу, что воспроизведение арабских вокальных мелодий на танбуре, рассчитанном на основе 68-частного деления, более близко к их истинному звучанию, принятому в арабской музыкальной практике в Сирии. Ценность представляют нотированные им схематически (без указания ритма) 95 коротких мелодий-моделей той же практики (распределены по 11 типам). М. также дал краткие описания основных арабских музыкальных инструментов (уд, канун и др.) и их настройки.

В книге «Ответ на просьбу друзей» («Аль-джаваб ‘ала ик̣тирах̣ аль-ах̣баб», 1873) систематически изложил события в Ливане и Сирии с сер. 18 в. до 1870-х гг.; особую ценность представляет описание этнорелигиозных конфликтов в 1860. По мнению совр. исследователей, это сочинение может считаться первым трудом по истории совр. Сирии.

Изд. соч.: Ronzevalle L. Un traité de musique arabe moderne: Préface, traduction française (Lettre sur l'art musical par le Dr. Michel Mušāqa, dédiée à l'émir Chéhab) et notes // Mélanges de l'Université Saint-Joseph 6 (Beyrouth, 1913); Thackston W. M. Murder, mayhem, pillage, and plunder: The history of the Lebanon in the 18th and 19th сenturies. Albany, NY, 1988.

Лит.: Крымский А. Е. История новой арабской литературы (XIX – начало XX века). М., 1971; Zachs F. Mīkhāʾīl Mishāqa: The first historian of modern Syria // British Journal of Middle Eastern Studies 28 (2001); Maalouf Sh. Mīkhāʾīl Mishāqā: Virtual founder of the twenty-four equal quartertone scale // Journal of the American Oriental Society 123 (2003).

Вернуться к началу