КАРА́С СИМОН
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРА́С (Καράς) Симон (3.6.1903, Стровици, ныне Лепреон, ном Элида – 26.1.1999, Афины), греч. исследователь византийской церковной музыки, фольклорист, теоретик музыки, педагог. С 1921 жил в Афинах, в 1925 окончил юридический факультет Афинского университета. Профессионального музыкального образования не получил. В 1927–30 певчий в афинской церкви Илии Пророка. В 1929 основал Общество распространения народной музыки (Σύλλογος προς Διάδοσιν της Εθνικής Μουσικής; с 1957 государственная Школа народной музыки, с 2009 – Центр исследования и продвижения народной музыки) – учебное заведение и концертное учреждение, в котором преподавал до 1995. В 1938 основал и до 1971 возглавлял отдел народной музыки Греческого радио. Собирал и исследовал старинные певческие рукописи, наиболее ценная – найденная К. в 1939 коллекция автографов Хурмузия Архивариуса (ум. в 1840) – одного из «трёх дидаскалов» (наряду с Хрисанфом Мадитским, ок. 1770–1846, и Григорием Протопсалтом, ок. 1778 – ок. 1821), которую он передал в Национальную библиотеку Греции. Предпринял ряд фольклорных экспедиций в разные регионы Греции, записал (в собственной нотации) ок. 18 тыс. народных песен. С хорами Школы записал 25 дисков народной и византийской музыки в собственной реконструкции.
К. – одна из самых противоречивых личностей в греческом музыкальном мире 20 в. Представители школы К. (Л. Ангелопулос, И. Арванитис, Н. Танос и др.) оценивали его вклад в изучение греческой музыки как уникальный и грандиозный; противники (В. Кацифис, К. Зараковитис, Д. Иоаннидис и др.) полностью отрицали научный вклад К., считая его «самозванцем» и «еретиком», предавшим «совершенную» (ἐκτελής) традицию церковного пения. По мнению К., музыкальная нотация, предложенная «тремя дидаскалами» (также «Хрисанфова нотация», или «Новый метод»), неточно передаёт устную традицию. В связи с этим в свои транскрипции традиционных церковных распевов К. ввёл ряд графем, наделив их специальным значением для детальной письменной фиксации «устной» орнаментики (в т. ч. орнаментальной микрохроматики). Наибольшую полемику вызвала интерпретация т. н. квалитативных невм (των ποιοτικών σημαδιών), которые К. заимствовал непосредственно из старинных византийских рукописей. Итоговый научный труд К. – 8-томный «Метод греческой музыки» («Μέθοδος της Eλληνικής Mουσικής»), опубликованный в Афинах в 1982–96.