Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОБРИ́ ПЬЕР

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 545

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОБРИ́ (Aubry) Пьер (14.2.1874, Па­риж – 31.8.1910, Дьеп), франц. му­зы­ко­вед и фи­ло­лог. По­лу­чив выс­шее об­ра­зо­ва­ние в Па­ри­же как фи­ло­лог (1892) и юрист (1894), ра­бо­тал в ар­хи­ве Нац. шко­лы хар­тий в Па­ри­же (1898). Вы­учив арм. яз., в 1900 со­вер­шил пу­те­ше­ст­вие на Вос­ток (до­б­рал­ся до Тур­ке­ста­на), по­сле че­го опуб­ли­ко­вал ряд ста­тей об арм. цер­ков­ной му­зы­ке и о муз. бы­те тад­жи­ков. С 1903 пре­по­да­вал в па­риж­ской «Схо­ла кан­то­рум» и на муз. ф-те Ин-та выс­ших со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний. В сво­их му­зы­ко­ведч. тру­дах при­ме­нял ме­то­ды па­лео­гра­фич. и лин­гвис­тич. нау­ки, что осо­бен­но про­яви­лось в ра­бо­тах по свет­ской и па­ра­ли­тур­ги­че­ской франц. му­зы­ке 12–14 вв. Его пуб­ли­ка­ции мо­те­тов эпо­хи арс ан­тик­ва (т. н. Бам­берг­ский ко­декс) и ли­те­ра­тур­но-му­зы­каль­но­го «Ро­ма­на о Фо­ве­ле» по­ны­не со­хра­ня­ют свою зна­чи­мость. О. счи­тал се­бя пер­во­от­кры­ва­те­лем тео­рии рит­ми­че­ских мо­ду­сов (см. в ст. Мен­зу­раль­ная но­та­ция; бла­го­да­ря при­ме­не­нию этой тео­рии ста­ли из­вест­ны сот­ни муз. со­чи­не­ний, до той по­ры не под­да­вав­ших­ся рас­шиф­ров­ке). Спо­ры за пер­вен­ст­во с му­зы­ко­ве­дом Ж. Бе­ком при­ве­ли к ду­эли: О. вы­звал Бе­ка, но по­гиб во вре­мя тре­ни­ров­ки. 

Соч.: Le système musical de l’église arméni­enne // Tribune de Saint-Gervais. 1901/03. Vol. 7–9; Au Turkestan: notes sur quelques habitudes musicales chez les Tadjiks et chez les Sartes // Bulletin française de la Société Inter­nationale de Musique. 1905. Vol. 1; Le roman de Fauvel. P., 1907; La rhythmique musicale des troubadours et des trouvères. P., 1907; Cent motets du XIIIe siècle, publiés d’après le manuscrit Ed. IV.6 de Bamberg. P., 1908. Vol. 1–3; Trouvères et troubadours. P., 1909; Тру­ба­ду­ры и тру­ве­ры. М., 1932.

Лит.: Gennrich F. Wer ist der Initiator der Mo­daltheorie? // Miscelánea en homenaje a Mon­señor Higinio Anglés. Barcelona, 1961. Vol. 1; Haines J. The «modal theory», fencing and the death of Aubry // Plainsong and Medieval Music. 1997. Vol. 6. № 2.

Вернуться к началу