Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАТАРА́Г

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 436

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПАТАРА́Г, глав­ное бо­го­слу­же­ние Арм. апо­столь­ской церк­ви (ана­ло­гич­но ли­тур­гии в вос­точ­но­хри­сти­ан­ской и мес­се в за­пад­но­хри­сти­ан­ской тра­ди­ци­ях). Бо­го­слу­жеб­ные тек­сты (пер­во­на­чаль­но пе­ре­вод с греч. яз.) пред­став­ля­ют со­бой арм. ре­дак­цию вос­точ­но­хри­сти­ан­ской ли­тур­гии с ря­дом ори­ги­наль­ных вста­вок. В му­зы­ке П. в древ­но­сти пре­об­ла­да­ли ре­чи­та­тив и псал­мо­дия, со вре­ме­нем раз­ви­ва­лись фор­мы хо­ро­во­го (сил­ла­би­че­ско­го) и соль­но­го (ме­лиз­ма­ти­че­ско­го) пе­ния. В 12 в. Нер­сес Шно­ра­ли пе­ре­ра­бо­тал и до­пол­нил кор­пус пес­но­пе­ний П., под­няв их на но­вый ху­дож. уро­вень. Пер­вый мно­го­го­лос­ный П. (в гар­мо­ни­че­ском скла­де) соз­дал М. Г. Ек­ма­лян (изд. в 1892). Па­та­раг Ко­ми­та­са (ру­ко­пись за­вер­ше­на его уче­ни­ком В. Сар­ки­ся­ном, изд. в 1933 в Па­ри­же) – вер­ши­на арм. мно­го­го­лос­ной ду­хов­ной му­зы­ки; прин­ци­пы ев­роп. по­ли­фо­нии здесь со­еди­не­ны с нац. осо­бен­но­стя­ми арм. цер­ков­ной мо­но­дии.

Вернуться к началу