Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАРА́ЯН РАМ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 39

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Гороховик
Рам Нараян во время выступления.

НАРА́ЯН (На­райн) Рам (р. 25.12.1927, Удай­пур), инд. му­зы­кант, ис­пол­ни­тель на сев.-инд. смыч­ко­вом ин­ст­ру­мен­те са­ран­ги. По­то­мок не­сколь­ких по­ко­ле­ний му­зы­кан­тов. Его учи­те­ля­ми в Удай­пу­ре бы­ли Удай Лал (са­ран­ги) и Ма­ха­дев Пра­сад (ис­пол­ни­тель ком­по­зи­ций кхай­яль). С 1944 жил в Ла­хо­ре, учил­ся у ос­но­ва­те­ля ки­ран­ской шко­лы кхай­я­ля Аб­дул Ва­хид Ха­на. В 1947 пе­ре­ехал в Де­ли, ра­бо­тал на Все­ин­дий­ском ра­дио, со­про­во­ж­дая пе­ние из­вест­ных сев.-инд. клас­сич. пев­цов. С 1949 в Бом­бее, здесь на­чал за­пи­сы­вать­ся на грам­пла­стин­ки, ра­бо­тал в об­ла­сти ки­но­му­зы­ки. В сер. 1950-х гг. на­чал вы­сту­пать как со­лист с ис­пол­не­ни­ем сев.-инд. клас­сич. му­зы­ки (тра­ди­ция хин­ду­ста­ни), и по­сте­пен­но бла­го­да­ря его дея­тель­но­сти са­ран­ги при­об­рёл зна­че­ние вир­ту­оз­но­го соль­но­го кон­церт­но­го ин­ст­ру­мен­та. Иг­рал с вид­ны­ми инд. му­зы­кан­та­ми Р. Шан­ка­ром, Али Ак­бар Ха­ном и др. Вы­ра­бо­тан­ный им стиль ока­зал влия­ние на совр. ис­пол­ни­те­лей (Сул­тан Хан и др.). Ши­ро­ко га­ст­ро­ли­ро­вал в Ев­ро­пе, Азии и Сев. Аме­ри­ке, в т. ч. в 1964 вме­сте с бра­том Ча­тур Ла­лом (1925–65), со­про­во­ж­дав­шим иг­ру Н. на мем­бра­но­фо­не таб­ла. Од­ним из пер­вых про­па­ган­ди­ро­вал инд. му­зы­ку сре­ди зап. му­зы­кан­тов и слу­ша­те­лей. Вёл ак­тив­ную пре­по­да­ва­тель­скую дея­тель­ность в Ин­дии, Ев­ро­пе и США, сре­ди уче­ни­ков – его дочь Ару­на На­ра­ян Кал­ле (са­ран­ги), сын Бридж На­ра­ян (са­род) и внук Харш На­ра­ян (са­ран­ги). Име­нем Н. на­зван фонд для под­держ­ки мо­ло­дых му­зы­кан­тов, иг­раю­щих на са­ран­ги (Мум­баи).

Лит.: Bor J. The voice of the sa̅rangī: an illu­strated history of bowing in India // National Centre for the Performing Arts Quarterly Jour­nal. 1986/1987. Vol. 15. № 3/4 / Vol. 16. № 1.

Вернуться к началу