Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАЛИ́МОВ СЕМЁН ИВАНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 718

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




НАЛИ́МОВ Се­мён Ива­но­вич [1(13).2.1857, Сре­тен­ское об­ще­ст­во Виль­горт­ской вол. Усть-Сы­соль­ско­го у. Во­ло­год­ской губ., ны­не с. Выль­горт Сык­тыв­дин­ско­го р-на Рес­пуб­ли­ки Ко­ми – 22.8.1916, Пет­ро­град], рос. мас­тер муз. ин­ст­ру­мен­тов. Из се­мьи гос. кре­сть­я­ни­на. В 1878–1884 на во­ен. служ­бе. Был плот­ни­ком, за­тем крас­но­де­рев­щи­ком, с 1886 ра­бо­тал по за­ка­зу в Твер­ской губ. Ок. 1890 по­зна­ко­мил­ся с В. В. Ан­д­рее­вым, по пред­ло­же­нию ко­то­ро­го пе­ре­ехал в его име­ние Марь­и­но, где ра­бо­тал ин­ст­ру­мен­таль­ным мас­те­ром до кон­ца жиз­ни. Н. из­го­тав­ли­вал ба­ла­лай­ки, дом­ры и гус­ли раз­ных раз­ме­ров и стро­ёв, про­сла­вил­ся как «ба­ла­ла­еч­ный Стра­ди­ва­ри­ус». Все­го им сде­ла­но ок. 300 ин­ст­ру­мен­тов, из них ок. 70 – для Ве­ли­ко­рус­ско­го ор­ке­ст­ра Ан­д­рее­ва, ко­то­рый вы­со­ко це­нил ин­ст­ру­мен­ты ра­бо­ты Н. (в 1902 им из­го­тов­ле­на кон­церт­ная ба­ла­лай­ка лич­но для Ан­д­рее­ва – ше­девр твор­че­ст­ва мас­те­ра). Со­вер­шен­ст­вуя кон­ст­рук­цию ста­рин­ных рус. ин­ст­ру­мен­тов, Н. во­пло­тил в них не толь­ко за­мыс­лы Ан­д­рее­ва, но и свои соб­ст­вен­ные; напр., изо­брёл при­спо­соб­ле­ние для ме­ха­нич. пе­ре­ме­ны строя гус­лей звон­ча­тых – ме­тал­лич. ва­лик, по­сле­до­ва­тель­ные по­во­ро­ты ко­то­ро­го да­ют воз­мож­ность иг­рать без пе­ре­строй­ки в 6 то­наль­но­стях (вве­де­ны в Ве­ли­ко­рус­ский ор­кестр в 1913). Ин­стру­мен­ты Н. от­ме­че­ны ме­да­ля­ми Все­мир­ной вы­став­ки в Па­ри­же (1900) и 1-й Все­рос. вы­став­ки муз. ин­ст­ру­мен­тов «Му­зы­каль­ный мир» в С.-Пе­тер­бур­ге (1906–07). В 1911 Н. удо­сто­ен зва­ния по­том­ств. поч. гра­ж­да­ни­на, в 1915 – ме­да­ли «За усер­дие».

Лит.: Бе­лин­ский Д. На­ли­мов С. И. // На­род­ник. 1994. № 4.

Вернуться к началу