Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАССА́РИ ФРИЦИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 300

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

МАССА́РИ (Massary) Фри­ци (наст. имя и фам. Фри­де­ри­ка Мас­са­рик, Massaryk) (21 или 31.3.1882, Ве­на – 30 или 31.1.1969, Бе­вер­ли-Хилс, США; по­хо­ро­не­на в Ве­не), австр. пе­ви­ца (со­пра­но), ак­три­са те­ат­ра и ки­но. Дочь евр. ком­мер­сан­та. С 16 лет пе­ла в хо­ре вен­ско­го «Карл­теа­тер» (уча­ст­во­ва­ла в га­ст­ро­лях это­го те­ат­ра в С.-Пе­тер­бур­ге), за­тем иг­ра­ла в те­ат­рах Лин­ца и Гам­бур­га. В 1901–04 по­лу­чи­ла из­вест­ность как ис­пол­ни­тель­ни­ца ро­ман­сов, шля­ге­ров и «вен­ских» пе­сен в те­ат­рах «Ве­не­ция в Ве­не» и «Ор­фе­ум» (Ве­на). Бы­ла зна­ко­ма с пред­ста­ви­те­ля­ми австр. ари­сто­кра­тии. В 1904–33 со­ли­ст­ка «Мет­ро­поль-теа­тер» (Бер­лин), где ста­ла «звез­дой» ре­вю и опе­рет­ты; сре­ди луч­ших ро­лей – Силь­ва («Кня­гиня чар­да­ша» И. Каль­ма­на). С три­ум­фаль­ным ус­пе­хом М. ис­пол­ни­ла на этой сце­не глав­ные ро­ли в пре­мье­рах опе­ретт Л. Фал­ля («Им­пе­рат­ри­ца», 1915; «Ро­за Стам­бу­ла», 1917; «Ма­дам Пом­па­дур», 1923) и О. Штрау­са («По­след­ний вальс», 1920; «Жем­чу­га ко­ро­ле­вы», 1923; «Жен­щи­на, ко­то­рая зна­ет, че­го хо­чет», 1932); оба ком­по­зи­то­ра со­чи­ни­ли мн. свои про­из­ве­де­ния в рас­чё­те на сце­нич. и во­каль­ные дан­ные М. По при­гла­ше­нию М. Рай­нхард­та она вы­сту­пи­ла в за­глав­ной ро­ли в опе­рет­те «Пре­крас­ная Еле­на» Ж. Оф­фен­ба­ха (1911, Мюн­хен), по при­гла­ше­нию Б. Валь­те­ра – в бер­лин­ской Гор. опе­ре в ро­лях Аде­ли («Ле­ту­чая мышь» И. Штрау­са) и Хан­ны Гла­ва­ри («Ве­сё­лая вдо­ва» Ф. Ле­га­ра). Га­ст­ро­ли­ро­ва­ла в Ве­не и Па­ри­же. Уча­ст­во­ва­ла в Зальц­бург­ском фес­ти­ва­ле (1926). За­пи­са­ла мно­же­ст­во грам­мо­фон­ных пла­сти­нок. Сни­ма­лась в оз­ву­чен­ных не­мых филь­мах: «Вио­ла» (1912), «Тун­нель» (1915), «Бе­зум­ный та­нец люб­ви» (1919) и др.

В 1933 эмиг­ри­ро­ва­ла из Гер­ма­нии, с 1938 жи­ла в Ка­ли­фор­нии (США). Сре­ди близ­ких дру­зей М. – А. Ма­лер-Вер­фель, Ф. Вер­фель, Г. и Т. Ман­ны, Л. Фейх­тван­гер, Э. Лю­бич.

Лит.: Bie O. F. Massary. B., 1920; Schneid­e­reit O. F. Massary. Versuch eines Porträts. B., 1970; Stern C. Die Sache, die man Liebe nennt: Das Leben der F. Massary. B., 1998; Thiel K. «Dann lass» ich’s mir besorgen nur, von dem Freund aus Singapur: F. Massary, die diva as­so­luta der erotisierten Operette // Glitter and Be Gay: Die authentische Operette und ihre schwulen Verehrer. Hamb., 2007.

Вернуться к началу