МА́РШНЕР ГЕНРИХ АВГУСТ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МА́РШНЕР (Marschner) Генрих Август (16.8.1795, Циттау – 14.12.1861, Ганновер), нем. композитор и дирижёр. Сын ремесленника, выходца из Богемии. С детства учился игре на фп., пел в хоре, сочинял песни, пьесы для фп., сценич. музыку для школьных спектаклей. В 1813 посетил в Вене Л. ван Бетховена. Учился в Лейпциге на юридич. ф-те ун-та, одновременно изучал композицию у И. Г. Шихта – кантора ц. Св. Фомы (Томаскирхе). В 1816–21 служил учителем музыки у гр. И. Н. Зичи в Пресбурге (ныне Братислава), получил известность как пианист, дирижёр и композитор. В 1820 на сцене Дрезденского придворного театра состоялась постановка его оперы «Генрих IV и Д’Обинье» под рук. К. М. фон Вебера. В 1821–1824 муз. директор оперной труппы этого театра (по приглашению Вебера), написал музыку к постановке драмы «Принц Фридрих Гомбургский» Г. фон Клейста (1821), поставил свой зингшпиль «Лесоруб-браконьер» (1825; либретто Ф. Кинда) и др. В 1825–27 концертировал в Амстердаме, Берлине, Вене и др. городах. В 1827–31 гл. дирижёр Лейпцигской оперы. Прославился как крупнейший нем. композитор своего времени, создав романтич. оперы «Вампир» (1828) и «Храмовник и еврейка» (1829; обе – Лейпциг; в ред. Х. Пфицнера поставлены соответственно в 1924 в Штутгарте и в 1912 в Страсбурге). В 1831–59 придворный капельмейстер и муз. директор в Ганновере. Боролся с засильем итал. и франц. музыки на нем. сцене, пропагандировал произведения нем. и австр. композиторов. Вершина творчества М. – опера «Ганс Гейлинг» (о повелителе волшебного народа, живущего под землёй в Богемии), с триумфальным успехом поставлена в 1833 в Берлине (либреттист и исполнитель заглавной роли – Ф. Э. Девриент). М. с успехом выступал как дирижёр на муз. фестивалях в Ростоке (1843), Любеке (1847) и др. Творчество М. высоко ценили Ф. Мендельсон и Р. Шуман. В 1850-е гг. оперы М. были вытеснены из репертуара произведениями Дж. Мейербера и Р. Вагнера, и композитор умер почти в безвестности.
Сценич. произведения М. (всего ок. 25), написанные под воздействием эстетики Л. Тика и Э. Т. А. Гофмана, оказали большое влияние на дальнейшее развитие романтич. муз. театра. Во многом он придерживался традиций австр. «волшебного» зингшпиля, обращался к фольклорным, ср.-век. историч. сюжетам, к «готическим» легендам о призраках и монстрах. Стремясь к сквозному развитию действия, использовал технику лейтмотивов. Автор более 420 песен и ок. 120 хоровых произведений на стихи И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Ф. Рюккерта, Л. Уланда, К. Брентано, А. Шамиссо, Й. фон Эйхендорфа, Г. Гейне, Н. Ленау, Р. Бёрнса, Дж. Байрона и др., произведений для симфонич. оркестра, фп., скрипки, гитары.