Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́РШНЕР ГЕНРИХ АВГУСТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 259

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

МА́РШНЕР (Marschner) Ген­рих Ав­густ (16.8.1795, Цит­тау – 14.12.1861, Ган­но­вер), нем. ком­по­зи­тор и ди­ри­жёр. Сын ре­мес­лен­ни­ка, вы­ход­ца из Бо­ге­мии. С дет­ст­ва учил­ся иг­ре на фп., пел в хо­ре, со­чи­нял пес­ни, пье­сы для фп., сце­нич. му­зы­ку для школь­ных спек­так­лей. В 1813 по­се­тил в Ве­не Л. ван Бет­хо­ве­на. Учил­ся в Лейп­ци­ге на юри­дич. ф-те ун-та, од­но­вре­мен­но изу­чал ком­по­зи­цию у И. Г. Ших­та – кан­то­ра ц. Св. Фо­мы (То­мас­кир­хе). В 1816–21 слу­жил учи­те­лем му­зы­ки у гр. И. Н. Зи­чи в Прес­бур­ге (ны­не Бра­ти­сла­ва), по­лу­чил из­вест­ность как пиа­нист, ди­ри­жёр и ком­по­зи­тор. В 1820 на сце­не Дрез­ден­ско­го при­двор­но­го те­ат­ра со­стоя­лась по­ста­нов­ка его опе­ры «Ген­рих IV и Д’Оби­нье» под рук. К. М. фон Ве­бе­ра. В 1821–1824 муз. ди­рек­тор опер­ной труп­пы это­го те­ат­ра (по при­гла­ше­нию Ве­бе­ра), на­пи­сал му­зы­ку к по­ста­нов­ке дра­мы «Принц Фрид­рих Гом­бург­ский» Г. фон Клей­ста (1821), по­ста­вил свой зин­гш­пиль «Ле­со­руб-бра­конь­ер» (1825; либ­рет­то Ф. Кин­да) и др. В 1825–27 кон­цер­ти­ро­вал в Ам­стер­да­ме, Бер­ли­не, Ве­не и др. го­ро­дах. В 1827–31 гл. ди­ри­жёр Лейп­циг­ской опе­ры. Про­сла­вил­ся как круп­ней­ший нем. ком­по­зи­тор сво­его вре­ме­ни, соз­дав ро­ман­тич. опе­ры «Вам­пир» (1828) и «Хра­мов­ник и ев­рей­ка» (1829; обе – Лейп­циг; в ред. Х. Пфиц­не­ра по­став­ле­ны со­от­вет­ст­вен­но в 1924 в Штут­гар­те и в 1912 в Страс­бур­ге). В 1831–59 при­двор­ный ка­пель­мей­стер и муз. ди­рек­тор в Ган­но­ве­ре. Бо­рол­ся с за­силь­ем итал. и франц. му­зы­ки на нем. сце­не, про­па­ган­ди­ро­вал про­из­ве­де­ния нем. и австр. ком­по­зи­то­ров. Вер­ши­на твор­че­ст­ва М. – опе­ра «Ганс Гей­линг» (о по­ве­ли­те­ле вол­шеб­но­го на­ро­да, жи­ву­ще­го под зем­лёй в Бо­ге­мии), с три­ум­фаль­ным ус­пе­хом по­став­ле­на в 1833 в Бер­ли­не (либ­рет­тист и ис­пол­ни­тель за­глав­ной ро­ли – Ф. Э. Дев­ри­ент). М. с ус­пе­хом вы­сту­пал как ди­ри­жёр на муз. фес­ти­ва­лях в Рос­то­ке (1843), Лю­бе­ке (1847) и др. Твор­че­ст­во М. вы­со­ко це­ни­ли Ф. Мен­дель­сон и Р. Шу­ман. В 1850-е гг. опе­ры М. бы­ли вы­тес­не­ны из ре­пер­туа­ра про­из­ве­де­ния­ми Дж. Мей­ер­бе­ра и Р. Ваг­не­ра, и ком­по­зи­тор умер поч­ти в без­вест­нос­ти.

Сце­нич. про­из­ве­де­ния М. (все­го ок. 25), на­пи­сан­ные под воз­дей­ст­ви­ем эс­те­ти­ки Л. Ти­ка и Э. Т. А. Гоф­ма­на, ока­за­ли боль­шое влия­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие ро­ман­тич. муз. те­ат­ра. Во мно­гом он при­дер­жи­вал­ся тра­ди­ций австр. «вол­шеб­но­го» зин­гш­пи­ля, об­ра­щал­ся к фольк­лор­ным, ср.-век. ис­то­рич. сю­же­там, к «го­ти­че­ским» ле­ген­дам о при­зра­ках и мон­ст­рах. Стре­мясь к сквоз­но­му раз­ви­тию дей­ст­вия, ис­поль­зо­вал тех­ни­ку лейт­мо­ти­вов. Ав­тор бо­лее 420 пе­сен и ок. 120 хо­ро­вых про­из­ве­де­ний на сти­хи И. В. Гёте, Ф. Шил­ле­ра, Ф. Рюк­керта, Л. Улан­да, К. Брен­та­но, А. Ша­мис­со, Й. фон Эй­хен­дор­фа, Г. Гей­не, Н. Ле­нау, Р. Бёрн­са, Дж. Бай­ро­на и др., про­из­ве­де­ний для сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра, фп., скрип­ки, ги­та­ры.

Лит.: Palmer A. D. H. A. Marschner: his life and stage works. Ann Arbor, 1980; Lippert Th. Die Klavierlieder H. Marschners. Wiesbaden, 1989; Weber B. H. Marschner: königlicher Hof­kapellmeister in Hannover. Hannover, 1995; Von der Lucretia zum Vampyr: neue Quellen zu Marschner / Hrsg. von T. G. Waidelich. Tut­zing, 1996; H. A. Marschner. Bericht über das Zit­tauer Marschner-Symposium / Hrsg. von A. Be­h­rendt und M. Th. Vogt. Lpz., 1998.

Вернуться к началу