Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАГОМА́ЕВЫ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 411

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. А. Мирзоева

МАГОМА́ЕВЫ (Maqomayev), азерб. му­зы­кан­ты. Мус­лим Ма­го­ме­то­вич (Аб­дул Мус­лим Ма­го­мет ог­лы Ма­го­ма­ев) [6(18).9.1885, Гроз­ный – 28.7.1937, Наль­чик], азерб. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр, пе­да­гог, об­ществ. дея­тель, засл. де­ят. ис­кусств Азерб. ССР (1935). Сын куз­не­ца-ору­жей­ни­ка. В 1904 окон­чил За­кав­каз­скую учи­тель­скую се­ми­на­рию в Го­ри, где бы­ли муз. клас­сы. В 1905–11 пре­по­да­вал в Лен­ко­ра­ни (в гор. уч-ще), в 1911–18 – в Ба­ку. Од­но­вре­мен­но со­труд­ни­чал с У. Гад­жи­бе­ко­вым в об­лас­ти соз­дания нац. муз. те­ат­ра. В 1912 де­бю­тиро­вал как ди­ри­жёр. В 1920–30-е гг. зав. от­де­лом ис­кусств Нар­ком­про­са Азерб. ССР, с 1924 ди­рек­тор, худ. рук., ди­ри­жёр Азерб. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та; с 1929 муз. рук. азерб. ра­дио­цен­тра.

Клас­сик азерб. му­зы­ки, ока­зал зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие мно­гих её об­лас­тей. Ос­но­ва ком­по­зи­тор­ско­го сти­ля – со­еди­не­ние тра­ди­ций азерб. и ев­роп. му­зы­ки. Пер­вое круп­ное про­из­ве­де­ние – ис­то­рико-ле­ген­дар­ная опе­ра «Шах Ис­ма­ил» (1919, 2-я ред. – 1924, обе – Ба­ку; 3-я ред. – соч. 1930, по­став­ле­на в 1947, Ба­ку), в ко­то­рой ис­поль­зо­ван прин­цип му­га­ма (т. н. му­гам­ная опе­ра). Об­раз­цом нац. клас­сич. опе­ры ста­ла «Нэр­гиз» (на сю­жет М. С. Ор­ду­ба­ды; по­став­ле­на в 1935 в Ба­ку под упр. авто­ра; в ре­дак­ции Р. М. Гли­эра – 1938, Ба­ку) – пер­вая азерб. ли­ри­ко-дра­ма­тич. опе­ра (сю­жет – о борь­бе кре­сть­ян за сов. власть). М. – один из пер­вых ав­то­ров азерб. мас­со­вых пе­сен и му­зы­ки к ки­нофиль­мам, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков азерб. сим­фо­нич. му­зы­ки; сре­ди пьес для ор­ке­ст­ра – на­пи­сан­ные в 1920–1930-е гг. рап­со­дии и фан­та­зии «Та­нец ос­во­бо­ждён­ной азер­бай­джан­ки», «На по­лях Азер­бай­джа­на», «Дер­виш», «Джей­ран». Со­чи­нял так­же пес­ни для го­ло­са с фп., му­зы­ку к дра­мам. За­пи­си азерб. фольк­ло­ра в об­ра­бот­ке для го­ло­са с фп., осу­ще­ст­в­лён­ные М. и У. Гад­жи­бе­ко­вым, со­ста­ви­ли сб. «Азер­бай­джан­ские тюрк­ские на­род­ные пес­ни» (1927). Ста­тьи М. со­б­ра­ны в кн. «О му­зы­каль­ном ис­кус­ст­ве Азер­бай­джа­на» (1987).

Имя М. при­свое­но Азерб. фи­лар­мо­нии.

Его внук Мус­лим Ма­го­ме­то­вич (17.8.1942, Ба­ку – 25.10.2008, Мо­ск­ва), азерб. пе­вец (ба­ри­тон), ком­по­зитор, нар. арт. СССР (1973). Муж Т. И. Си­няв­ской. Один из по­пу­ляр­ней­ших сов. эс­т­рад­ных пев­цов. Окон­чил Азерб. конс. по клас­су Ш. Г. Ма­ме­до­вой (1968), ста­жи­ро­вал­ся в те­ат­ре «Ла Ска­ла» (Ми­лан). Про­сла­вил­ся в свя­зи с вы­сту­п­ле­ни­ем на Все­мир­ном фес­ти­вале мо­ло­дё­жи и сту­ден­тов в Хель­син­ки (1962) с пес­ней «Бу­хен­вальд­ский на­бат» В. И. Му­ра­де­ли. 1-я пр. Ме­ж­ду­нар. кон­кур­са эс­т­рад­ной пес­ни в Со­по­те (1969). С 1963 со­лист Азерб. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та; сре­ди пар­тий – Фи­га­ро («Се­виль­ский ци­рюль­ник» Дж. Рос­си­ни), Скар­пиа («Тос­ка» Дж. Пуч­чи­ни). В 1975–89 худ. рук. Азерб. эс­т­рад­но-сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра. Сре­ди со­чи­не­ний: две фан­та­зии для фп. с эс­т­рад­ным ор­ке­ст­ром (1974, 1978), эс­т­рад­но-сим­фо­нич. про­из­ве­де­ния, пес­ни («Ве­сен­ний край», «Тор­же­ст­вен­ная пес­ня», «Жизнь моя, моя От­чиз­на» и др.). Ав­тор книг «Великий Ланца» (1993), «Лю­бовь моя – ме­ло­дия» (1999).

Лит.: Ис­май­ло­ва Г. А. М. Ма­го­ма­ев. 2-е изд. Ба­ку, 1986; На­деж­дин Н. Я. М. Ма­го­ма­ев: «сол­неч­ный го­лос». М., 2010.

Вернуться к началу