КО́РНГОЛЬД ЭРИХ ВОЛЬФГАНГ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́РНГОЛЬД (Korngold) Эрих Вольфганг (29.5.1897, Брюнн, Австро-Венгрия – 29.11.1957, Лос-Анджелес, США), австр. композитор, дирижёр и пианист. С 1901 жил в Вене. Игре на фп. учился у А. фон Цемлинского, брал уроки композиции у Р. Фукса и Г. Греденера. В 1911 дебютировал как пианист в Берлине. Первые сочинения (кантата «Золото», 1906; балет-пантомима «Снеговик», поставлен в 1910 в Венской придворной опере, и др.) получили высокую оценку Г. Малера, Р. Штрауса и Дж. Пуччини, оказавших влияние на творчество К. Произведения К. исполняли пианист А. Шнабель, дирижёры Б. Вальтер, А. фон Никиш, Ф. Вейнгартнер. С 1914 сочинял оперы, среди которых: «Кольцо Поликрата», «Виоланта» (обе 1916, Мюнхен), «Мёртвый город» (1920, Гамбург и Кёльн; вошла в мировой репертуар), «Чудо Элианы» (1927, Гамбург), «Безмолвная серенада» (1954, Дортмунд); всего создал 16 муз.-сценич. произведений (включая обработки австр. и франц. оперетт). В 1929–41 сотрудничал с М. Рейнхардтом в театре и кино (ф. «Сон в летнюю ночь», 1935). В 1920–30-е гг. был одним из самых популярных австр. композиторов, среди сочинений этого периода – Концерт для фп. (для левой руки) с оркестром (1923; 1-й исполнитель – П. Витгенштейн). В 1917 начал дирижёрскую деятельность, в 1927–36 дирижёр Венской гос. оперы. С 1927 преподавал в Венской академии музыки и сценич. иск-ва (с 1931 проф. муз. теории и руководитель оперного класса). После аншлюса (1938) подвергся запрету на проф. деятельность (в связи с «неарийским происхождением»), эмигрировал в США (гражданин с 1943). Выступал как дирижёр, с 1942 руководил постановками оперетт в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. В США им были написаны: Концерт для скрипки с оркестром (1945, посвящён Я. Хейфецу), Симфонич. серенада (1947, впервые исполнена в 1950 в Вене под упр. В. Фуртвенглера), музыка к 19 фильмам, среди них: «Энтони Эдверс», «Приключения Робин Гуда» (пр. «Оскар» в номинации «лучшая музыка для кино», 1938).
Представитель позднего романтизма, яркий мелодист, К. использовал приё- мы муз. звукописи, стилистику венского вальса и джаза. Большинство сценич. произведений К. построено на контрасте между реальным и вымышленным (муз. средствами он стремился передать погружение героев в сферу подсознательного и мистического). К. зачастую противопоставлял себя авангарду, сочинил «4 маленькие карикатуры для детей» (1931) – пародии на А. Шёнберга, И. Ф. Стравинского, Б. Бартока и П. Хиндемита. Творчество К. вновь обрело популярность в 1980-е гг., ему посвящён Зальцбургский фестиваль 2004.