Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́РНГОЛЬД ЭРИХ ВОЛЬФГАНГ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 327

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

КО́РНГОЛЬД (Korngold) Эрих Вольф­ганг (29.5.1897, Брюнн, Ав­ст­ро-Венг­рия – 29.11.1957, Лос-Анд­же­лес, США), австр. ком­по­зи­тор, ди­ри­жёр и пиа­нист. С 1901 жил в Ве­не. Иг­ре на фп. учил­ся у А. фон Цем­лин­ско­го, брал уро­ки ком­по­зи­ции у Р. Фук­са и Г. Гре­де­не­ра. В 1911 де­бю­ти­ро­вал как пиа­нист в Бер­ли­не. Пер­вые со­чи­не­ния (кан­та­та «Зо­ло­то», 1906; ба­лет-пан­то­ми­ма «Сне­го­вик», по­став­лен в 1910 в Вен­ской при­двор­ной опе­ре, и др.) по­лу­чи­ли вы­со­кую оцен­ку Г. Ма­ле­ра, Р. Штрау­са и Дж. Пуч­чи­ни, ока­зав­ших влия­ние на твор­че­ст­во К. Про­из­ве­де­ния К. ис­пол­ня­ли пиа­нист А. Шна­бель, ди­ри­жё­ры Б. Валь­тер, А. фон Ни­киш, Ф. Вейн­гарт­нер. С 1914 со­чи­нял опе­ры, сре­ди ко­то­рых: «Коль­цо По­ли­кра­та», «Вио­лан­та» (обе 1916, Мюн­хен), «Мёрт­вый го­род» (1920, Гам­бург и Кёльн; во­шла в ми­ро­вой ре­пер­ту­ар), «Чу­до Элиа­ны» (1927, Гам­бург), «Без­молв­ная се­ре­на­да» (1954, Дорт­мунд); все­го соз­дал 16 муз.-сце­нич. про­из­ве­де­ний (вклю­чая об­ра­бот­ки австр. и франц. опе­ретт). В 1929–41 со­труд­ни­чал с М. Рейн­хард­том в те­ат­ре и ки­но (ф. «Сон в лет­нюю ночь», 1935). В 1920–30-е гг. был од­ним из са­мых по­пу­ляр­ных австр. ком­по­зи­то­ров, сре­ди со­чи­не­ний это­го пе­рио­да – Кон­церт для фп. (для ле­вой ру­ки) с ор­ке­ст­ром (1923; 1-й ис­пол­ни­тель – П. Вит­ген­штейн). В 1917 на­чал ди­ри­жёр­скую дея­тель­ность, в 1927–36 ди­ри­жёр Вен­ской гос. опе­ры. С 1927 пре­по­да­вал в Вен­ской ака­де­мии му­зы­ки и сце­нич. иск-ва (с 1931 проф. муз. тео­рии и ру­ко­во­ди­тель опер­но­го клас­са). По­сле ан­шлю­са (1938) под­верг­ся за­пре­ту на проф. дея­тель­ность (в свя­зи с «не­арий­ским про­ис­хо­ж­де­ни­ем»), эмиг­ри­ро­вал в США (гра­ж­да­нин с 1943). Вы­сту­пал как ди­ри­жёр, с 1942 ру­ко­во­дил по­ста­нов­ка­ми опе­ретт в Нью-Йор­ке и Лос-Анд­же­ле­се. В США им бы­ли на­пи­са­ны: Кон­церт для скрип­ки с ор­ке­ст­ром (1945, по­свя­щён Я. Хей­фе­цу), Сим­фо­нич. се­ре­на­да (1947, впер­вые ис­пол­не­на в 1950 в Ве­не под упр. В. Фурт­венг­ле­ра), му­зы­ка к 19 филь­мам, сре­ди них: «Эн­то­ни Эд­верс», «При­клю­че­ния Ро­бин Гу­да» (пр. «Ос­кар» в но­ми­на­ции «луч­шая му­зы­ка для ки­но», 1938).

Пред­ста­ви­тель позд­не­го ро­ман­тиз­ма, яр­кий ме­ло­дист, К. ис­поль­зо­вал приё­- мы муз. зву­ко­пи­си, сти­ли­сти­ку вен­ско­го валь­са и джа­за. Боль­шин­ст­во сце­нич. про­из­ве­де­ний К. по­строе­но на кон­тра­сте ме­ж­ду ре­аль­ным и вы­мыш­лен­ным (муз. сред­ст­ва­ми он стре­мил­ся пе­ре­дать по­гру­же­ние ге­ро­ев в сфе­ру под­соз­на­тель­но­го и мис­ти­че­ско­го). К. за­час­тую про­ти­во­пос­тав­лял се­бя аван­гар­ду, со­чи­нил «4 ма­лень­кие ка­ри­ка­ту­ры для де­тей» (1931) – па­ро­дии на А. Шён­бер­га, И. Ф. Стра­вин­ско­го, Б. Бар­то­ка и П. Хин­де­ми­та. Твор­че­ст­во К. вновь об­ре­ло по­пу­ляр­ность в 1980-е гг., ему по­свя­щён Зальц­бург­ский фес­ти­валь 2004.

Лит.: Korngold L. E. W. Korngold. W., 1967; Blickensdorfer S. E. W. Korngold: Opern und Filmmusik. W., 1993; Duchen J. E. W. Korn­gold. L., 1996; Turco M. T. E. W. Korngold. Verona, 1997; Pöllmann H. E. W. Korngold: Aspekte seines Schaffens. Mainz; N. Y., 1998; Wegner D. Studien zu den Musikquellen von E. W. Korngolds Oper «Das Wunder der He­liane». Hildesheim u. a., 2007; Wagner G. Korn­gold: Musik ist Musik. B., 2008.

Вернуться к началу