КО́РЕНЕВ ИОАННИКИЙ ТРОФИМОВИЧ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́РЕНЕВ Иоанникий (Аникий) Трофимович (? – ок. 1681), рус. муз. теоретик. Диакон Сретенского собора Московского Кремля. Автор трактата, известного под назв. «Мусикия», отразившего современную ему практику партесного пения. Трактат существует в 3 рукописных редакциях (1671, «О пении Божественном...»; 1679, «Книга, глаголемая Мусикия...»; 1681); 3-я ред. опубликована С. В. Смоленским в 1910 в составе «Мусикийской грамматики» Н. П. Дилецкого (авторство К. не упоминается, но текст содержит акростих с именем К.). В трактате содержится первое в рус. теоретич. мысли определение музыки как искусства («художества»), основанного на сочетании звуков (т. е. устроенного по чисто музыкальным законам), и, в связи с этим, эстетико-теоретич. обоснование 4-голосного гомофонно-гармонического стиля (термином «партесный» К. не пользуется). По мысли К., церковное пение существует для того, чтобы лучше понимать Божественное слово; отсюда – полемич. направленность трактата против затемняющих смысл священного текста троестрочия и демественного пения (с его внесмысловыми вставками – «аненайками» и «хабувами»). К. признавал необходимость науки о музыке (муз. «грамматики»), отстаивал права светской инструментальной и вокальной музыки (наравне с культовой), выступал за введение линейной нотации взамен крюков.