КАНТИЛЛЯ́ЦИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАНТИЛЛЯ́ЦИЯ (предположительно от лат. cantilо – напевать), напевная речитация, осн. вид синагогального литургического речитатива. Используется в богослужении иудаизма для публичного чтения Торы и др. священных книг. Интонирование и ритмика подчинены смыслу и структуре текста. Указания для хазана (или кантора), содержащиеся в Масоре (в свитке Торы, который читается в синагоге, указаний нет, хазан должен знать их наизусть), включают знаки некудот (помогают огласовке и правильному произнесению некоторых согласных) и знаки-акценты (теамим, или таамей ха-микра, букв. – смыслы; помогают правильно интонировать текст). К. существовала уже в 1 в., в 7–11 вв. введены знаки; термин «К.» появился в 18 в.
Все виды К. имеют формульный характер, распевы формул осуществляются по-разному: от строгой силлабики до развитой (и зачастую импровизируемой) мелизматики. Различаются 4 осн. локальных стиля: К. ашкеназов (опирается на миксодиатонику зап.-европ. церковных ладов), К. сефардов (в основе – мелодич. модели араб. макама; мелизматика чрезвычайно развита), К. итал. евреев (предполагается её преемственность с др.-греч. меликой, основанной на 3 родах мелоса; мелизматика отсутствует), К. йеменских евреев (характерны отсутствие микрохроматики и вольная трактовка знаков Масоры). Итал. и йеменская К. считаются наиболее архаичными.
Термин иногда переносится на типологически близкие виды напевной речитации (напр., К. Вед).