Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЛЬЦАБИ́ДЖИ РАНЬЕРИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 571

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Булычёва

КАЛЬЦАБИ́ДЖИ (Calzabigi, Calsabigi) Рань­е­ри (Рань­е­ро Си­мо­не Фран­че­ско Ма­рия де) (23.12.1714, Ли­вор­но – 12 или 13.7.1795, Не­аполь), итал. либ­рет­тист, чл. ака­де­мии «Ар­ка­дия» в Ри­ме и Эт­рус­ской ака­де­мии в Кор­то­не (ок. 1740). Сын тор­гов­ца. В 1722–29 учил­ся в ие­зу­ит­ской кол­ле­гии в Пра­то, с 1733 уча­ст­во­вал в се­мей­ном биз­не­се. Лит. дея­тель­ность на­чал в кон. 1730-х гг. с под­ра­жа­ний П. Ме­та­ста­зио; жил с 1751 в Па­ри­же, из­дал в 1755 его 9-том­ное со­б­ра­ние со­чи­не­ний, по­мес­тив в 1-м то­ме свою «Дис­сер­та­цию о дра­ма­ти­че­ской по­эзии синь­о­ра аб­ба­та Пьет­ро Ме­та­ста­зио», где пред­ло­жил вве­сти в итал. опе­ру-се­риа хо­ры, тан­цы и сце­нич. эф­фек­ты по об­раз­цу франц. опе­ры. В 1757–58 совм. с Дж. Ка­за­но­вой про­вёл ло­те­рею, крах ко­то­рой вы­ну­дил его по­ки­нуть Фран­цию. В 1761 по­сту­пил на гос. служ­бу в Ве­не, с кон. 1760-х гг. слу­жил так­же в Ми­ла­не. С 1775 жил в Пи­зе, с 1780 – в Не­апо­ле. Со­труд­ни­чал с К. В. Глю­ком, был либ­рет­ти­стом его ре­фор­ма­тор­ских опер «Ор­фей и Эв­ри­ди­ка» (1762), «Аль­це­ста» (1767), «Па­рис и Еле­на» (1770), а так­же со­ав­то­ром пре­ди­сло­вий к ним и к ба­ле­там Глю­ка «Дон Жу­ан» и «Се­ми­ра­ми­да». Сле­дуя ка­но­нам ан­тич­ной тра­ге­дии, про­ти­во­пос­та­вил един­ст­во дей­ст­вия, ла­ко­низм, энер­гию и страсть за­пу­тан­ной ин­три­ге и ба­роч­ной ино­ска­за­тель­но­сти опе­ры-се­риа. В 3 ак­тах са­ти­ры «Те­ат­раль­ная кри­ти­ка» (по­ло­же­на на му­зы­ку Ф. Гас­ма­ном под назв. «Опе­ра се­риа», 1769) К. пред­ста­вил про­цесс со­чи­не­ния, ре­пе­ти­ции и ис­пол­не­ния до­ре­фор­мен­ной итал. опе­ры. Пред­на­зна­чав­шее­ся для Глю­ка либр. «Ги­пер­ме­ст­ра, или Да­наи­ды» (1778) лег­ло в ос­но­ву опе­ры А.Саль­ери «Да­наи­ды» (1784).

Ав­тор не ме­нее 13 либ­рет­то опер (сре­ди ком­по­зи­то­ров – П. Мо­ран­ди, Дж. де Майо, Дж. Паи­зи­ел­ло) и муз. ко­ме­дий (в со­ав­тор­ст­ве с Дж. Г. Бок­ке­ри­ни – «Жен­щи­ны-гра­мо­теи» и «Не­вин­ная лю­бовь» Саль­е­ри, обе 1770), тек­стов кан­тат, од, кан­цо­нетт, ирои­ко­ми­че­ской по­эмы «Люл­лиа­да, или Буф­фо­ны, из­гнан­ные из Па­ри­жа» (1789), по­ле­мич. ста­тей.

Соч.: La Lulliade o I buffi scacciati di Parigi // La ragione dei «buffoni» / Ed. G. Muresu. Roma, 1977; Scritti teatrali e letterari / Ed. A. L. Bellina. Roma, 1994. Vol. 1–2.

Лит.: Lazzeri G. La vita e l’opera letteraria di R. Calzabigi. Città di Castello, 1907; Galla­ra­ti P. Musica e maschera: il libretto italiano del Settecento. 2 ed. Torino, 1989; La figura e l’ope­ra di R. de’Calzabigi. Firenze, 1989; R. Calza­bi­gi tra Vienna e Napoli. Lucca, 1999; Ки­рил­ли­на Л. В. Ре­фор­ма­тор­ские опе­ры Глю­ка. М., 2006.

Вернуться к началу