КАЛЬЦАБИ́ДЖИ РАНЬЕРИ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЛЬЦАБИ́ДЖИ (Calzabigi, Calsabigi) Раньери (Раньеро Симоне Франческо Мария де) (23.12.1714, Ливорно – 12 или 13.7.1795, Неаполь), итал. либреттист, чл. академии «Аркадия» в Риме и Этрусской академии в Кортоне (ок. 1740). Сын торговца. В 1722–29 учился в иезуитской коллегии в Прато, с 1733 участвовал в семейном бизнесе. Лит. деятельность начал в кон. 1730-х гг. с подражаний П. Метастазио; жил с 1751 в Париже, издал в 1755 его 9-томное собрание сочинений, поместив в 1-м томе свою «Диссертацию о драматической поэзии синьора аббата Пьетро Метастазио», где предложил ввести в итал. оперу-сериа хоры, танцы и сценич. эффекты по образцу франц. оперы. В 1757–58 совм. с Дж. Казановой провёл лотерею, крах которой вынудил его покинуть Францию. В 1761 поступил на гос. службу в Вене, с кон. 1760-х гг. служил также в Милане. С 1775 жил в Пизе, с 1780 – в Неаполе. Сотрудничал с К. В. Глюком, был либреттистом его реформаторских опер «Орфей и Эвридика» (1762), «Альцеста» (1767), «Парис и Елена» (1770), а также соавтором предисловий к ним и к балетам Глюка «Дон Жуан» и «Семирамида». Следуя канонам античной трагедии, противопоставил единство действия, лаконизм, энергию и страсть запутанной интриге и барочной иносказательности оперы-сериа. В 3 актах сатиры «Театральная критика» (положена на музыку Ф. Гасманом под назв. «Опера сериа», 1769) К. представил процесс сочинения, репетиции и исполнения дореформенной итал. оперы. Предназначавшееся для Глюка либр. «Гиперместра, или Данаиды» (1778) легло в основу оперы А.Сальери «Данаиды» (1784).
Автор не менее 13 либретто опер (среди композиторов – П. Моранди, Дж. де Майо, Дж. Паизиелло) и муз. комедий (в соавторстве с Дж. Г. Боккерини – «Женщины-грамотеи» и «Невинная любовь» Сальери, обе 1770), текстов кантат, од, канцонетт, ироикомической поэмы «Люллиада, или Буффоны, изгнанные из Парижа» (1789), полемич. статей.