ВИ́ЛА-ЛО́БОС ВИЛЛА-ЛОБУШ ЭЙТОР
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИ́ЛА-ЛО́БОС, Вилла-Лобуш (Villa-Lobos) Эйтор (5.3.1887, Рио-де-Жанейро – 17.11.1959, там же), браз. композитор, дирижёр, педагог. Систематич. муз. образования не получил. В 1923–30 жил в Париже. С 1931 правительств. уполномоченный по вопросам муз. образования в Бразилии. В ходе затеянной им реформы разработал стройную систему детского муз. образования (придавал большое значение хоровому пению, считая его фундаментом проф. обучения). В 1942 организовал Нац. конс. хорового пения. В 1945 по его инициативе открылась Браз. академия музыки в Рио-де-Жанейро, В.-Л. был её бессменным президентом. Как дирижёр концертировал в Бразилии, Европе и США, исполняя гл. обр. свои собств. сочинения. В ранний период творчества испытал влияние веризма. Для сочинений 1910 – сер. 1920-х гг. характерно сочетание импрессионизма и элементов браз. муз. фольклора (2 фп. сюиты «Мир ребёнка», фп. цикл «Сиранды»). Оригинальный стиль В.-Л. окончательно сформировался в его 14 «шорос» (по назв. браз. гор. ансамблей) для разных инструментов (включая гитару и саксофон), хора и симфонич. оркестра (1929). «Шорос» принесли композитору мировую известность. В 1930–40-х гг. испытал влияние неоклассицизма, также переосмыслив его в нац. духе. С наибольшей полнотой эта творч. тенденция проявила себя в цикле «Бразильские бахианы» (всего 9 сюит для разных инструментов, хора, симфонич. оркестра; 1930–45). Так, в «бахиане» № 1 Прелюдия написана в характере модиньи (нар. лирич. песня), Интродукция имеет подзаголовок «Эмболада» (шуточная песня-скороговорка); часть пьес в каждой сюите является стилизацией барочных жанров (ария, фантазия, токката и т. д.). Самые популярные сочинения В.-Л. – Ария-кантилена из «бахианы» № 5 (для сопрано и 8 виолончелей, 1945), струнные квартеты №1 и №5 (1915, 1931) и Концерт для гитары с оркестром (1951). «Практическое руководство для изучения фольклора» (т. 1–6, 1932) – своего рода энциклопедия муз.-поэтич. фольклора Бразилии.