БО́ЙТО АРРИГО
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БО́ЙТО (Boito) Арриго (псевд. – анаграмма Тобиа Горрио, Tobia Gorrio) (24.2.1842, Падуя – 10.6.1918, Милан), итал. композитор, поэт, либреттист. Сын итал. художника-миниатюриста Сильвестро Бойто и польской графини. В 1853–61 учился в Миланской конс. у комп. и дирижёра А. Маццукато. Среди его наиболее известных стихотворений – «Дуализм» («Dualismo») и ода «К итальянскому искусству» («All’arte Italiana»; оба – 1863), резко высмеивающая консерватизм и «провинциальность» итал. искусства. Автор лучших либретто для опер Дж. Верди («Симон Бокканегра», «Отелло», «Фальстаф») и А. Понкьелли («Джоконда»). Перевёл либретто оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинки на итал. язык. В собственной опере «Мефистофель» Б. стремился перенести на итал. сцену некоторые принципы муз. драмы Р. Вагнера (усиление симфонич. начала, более тесная связь слова и музыки). Продвижению оперы (провалившейся на премьере в 1868 в Милане) на мировую сцену во многом способствовал Ф. И. Шаляпин: в 1901 он с триумфальным успехом выступил в заглавной партии на сцене театра «Ла Скала» (в партии Фауста – Э. Карузо, дирижировал А. Тосканини, который заявил о своём желании в дальнейшем дирижировать оперой только с участием Шаляпина), а в 1902 – в рус. премьере оперы в Большом театре (Шаляпин сам перевёл куплеты Мефистофеля на рус. яз.). 2-я опера Б. – «Нерон» (композитор работал над ней ок. 40 лет, специально изучил античную метрику и муз. эстетику) – была завершена А. Змарельей, Ф. Томмазини и А. Тосканини (пост. в 1924 в Милане).