Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРИО́ЗО

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 211

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АРИО́ЗО (итал. arioso, букв. – на­по­до­бие арии), 1) во­каль­ная ком­по­зи­ция в опе­ре, кан­та­те, за­ни­ма­ю­щая про­ме­жу­точ­ное по­ло­же­ние меж­ду ари­ей и ре­чи­та­ти­вом. От арии от­ли­ча­ет­ся мень­ши­ми раз­ме­ра­ми, от ре­чи­та­ти­ва – про­сто­той и на­пев­но­стью ме­ло­дии. Текст обыч­но обоб­ща­ет со­дер­жа­ние пред­ше­ст­ву­ю­ще­го ре­чи­та­ти­ва. В итал. опе­ре 17 в. (у К. Мон­те­вер­ди, М. А. Чес­ти) А. ча­сто со­став­ля­ло мелодизированный раздел речи­та­ти­ва. В опе­ре 19–20 вв. А. – не­боль­шая ария, б. ч. ли­ри­че­ски-пе­сен­но­го (арио­зо Лен­ско­го, Ли­зы в опе­рах «Ев­ге­ний Оне­гин», «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го), ино­гда на­пев­но-дек­ла­ма­ци­он­но­го ха­ра­к­те­ра (арио­зо Ку­мы На­ста­сьи в опе­ре «Ча­ро­дей­ка» Чай­ков­ско­го). См. так­же Ари­ет­та, Ка­ва­ти­на. 2) Ис­пол­ни­тельское обо­зна­че­ние, ука­зы­ваю­щее на кан­ти­лен­ный ха­рак­тер иг­ры и пе­ния (на­по­до­бие арии).

Вернуться к началу