КАВАТИ́НА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАВАТИ́НА (итал. cavatina; уменьшит. от cavata, букв. – извлечение, выкапывание), небольшая ария в опере и оратории. Произошла от каваты (заключит. раздел речитатива в опере, оратории, кантате 2-й пол. 17 – 1-й пол. 18 вв.). Для К. характерны простая песенная мелодика, безрепризная форма (в отличие от 3-частной арии da capo). Один из ранних образцов – в опере «Монтесума» К. Г. Грауна (1755). К жанру К. обращались В. А. Моцарт (К. Фигаро, Графини, Барбарины в опере «Свадьба Фигаро»), Й. Гайдн (К. Луки, Ханны в оратории «Времена года»). В 1-й пол. 19 в. К. часто называли выходную арию в опере (К. Фигаро в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини, К. Антониды в опере «Жизнь за царя» М. И. Глинки). В 19–20 вв. встречаются К. как с виртуозной вокальной партией (К. Розины в «Севильском цирюльнике»), так и К. лирич. характера в умеренно медленном темпе (К. Нормы в опере «Норма» В. Беллини), некоторые представляют собой развёрнутые арии (К. Людмилы в опере «Руслан и Людмила» Глинки, К. Кончаковны в опере «Князь Игорь» А. П. Бородина, К. Алеко в опере «Алеко» С. В. Рахманинова). К. может называться также небольшая лирич. инструментальная пьеса (К. для тромбона и фп. op. 144 К. Сен-Санса) или часть цикла (2-я часть струнного квартета B-dur op. 130 Л. ван Бетховена).