ОТДЕ́ЛЬНЫЙ КО́РПУС ЖАНДА́РМОВ
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОТДЕ́ЛЬНЫЙ КО́РПУС ЖАНДА́РМОВ (ОКЖ), специализированный гос. правоохранительный орган в 1836–1917, устроенный по военному образцу, важная часть репрессивной системы в Рос. империи. В 1827 все жандармские подразделения (см. Жандармерия) были сведены в Корпус жандармов (с 1836 ОКЖ), подчинённый Третьему отделению (с 1880 Деп-ту полиции Министерства внутренних дел). Осуществлял политич. сыск и следствие по делам о гос. преступлениях, боролся с массовым крестьянским и рабочим движением, препровождал особо опасных преступников и арестантов, руководил (до отмены крепостного права) поимкой беглых крестьян, а также дезертиров (см. Дезертирство), уголовных преступников, следил за настроениями в разл. слоях населения, наблюдал за порядком на железных дорогах и визировал паспорта на границе; надзирал за заключёнными в политич. тюрьмах. Кроме того, офицеры и чиновники ОКЖ вели внешнюю разведку и контрразведку (до рус.-япон. войны 1904–05 единственное учреждение, выполнявшее эти функции).
В 1827 Корпус жандармов состоял из Штаба, 5 жандармских округов (с 1837 – 8 округов), которые служили промежуточными звеньями между гл. управлением и местными властями. Каждый округ разделялся на 5–6 отделений, которыми заведовали штаб-офицеры – начальники отделений. На отделение приходилось обычно 2–3 губернии. В подчинении этих органов в сер. 19 – нач. 20 вв. были жандармские дивизионы в С.-Петербурге, Москве и Варшаве и 123 жандармские команды. В 1867 остались только Варшавский, Сибирский и Кавказский жандармские округа, взамен упразднённых созданы губернские жандармские управления (ГЖУ). В уездах учреждены должности помощников нач. управлений. В подчинении начальников ГЖУ были крепостные и портовые жандармские команды и жандармские пограничные пункты. Согласно инструкции 1904, в обязанность ГЖУ входило: наблюдение за местным населением и за направлением политич. идей общества, доведение до сведения высших властей информации о беспорядках и злоупотреблениях, производство дознаний по делам о гос. преступлениях, производство расследований согласно Положению о гос. охране, осуществление негласного надзора; наблюдение за лицами, проезжающими через границу; наблюдение за иностр. разведчиками; розыск и наблюдение за лицами, укрывающимися от властей; оказание помощи общей полиции в восстановлении нарушенного порядка, конвоирование арестантов. Кроме того, организованы также жандармские полицейские управления железных дорог, портов и их отделения, сохранена воен. полиция – жандармские эскадроны при войсках, подчинённые штабам воен. округов.
По инспекторской (кадровой), строевой и хозяйств. части подразделения ОКЖ входили в систему Военного министерства. По организации и ведению политич. розыска, проведению дознаний и др. вопросам его учреждения (ГЖУ и др.) подчинялись Третьему отделению Собственной Е. И. В. канцелярии (1836–80), а с 1880 Деп-ту полиции МВД. Шефом ОКЖ являлся гл. нач. Третьего отделения, а затем министр внутр. дел, командиром ОКЖ – как правило, один из его товарищей (заместителей). Командир ОКЖ в строевом, инспекторском и военно-судном отношении имел права и власть командующего войсками воен. округа; по строевой части действовал через Штаб ОКЖ, а по предметам, относящимся к расследованию преступлений, – через Деп-т полиции МВД. Штаб ОКЖ являлся исполнит. органом шефа жандармов и командира корпуса (руководящим органом ОКЖ являлось также Гл. управление корпуса) по строевой, инспекторской, военно-судной и хозяйств. частям. Штаб ОКЖ непосредственно руководил деятельностью жандармских полицейских управлений железных дорог, жандармским надзором на водных путях, в речных и морских портах. Кроме того, в составе Штаба ОКЖ действовало Управление полицейской стражи (1906–17), занимавшееся комплектованием полицейской стражи, обеспечением и инспектированием губернской и уездной полицейской стражи, а также военно-судная часть ОКЖ (1874–96).
Офицерский состав ОКЖ комплектовался из армейских офицеров, обладавших высоким интеллектом, безупречных в моральном отношении и прослуживших в строю не менее 3 лет или окончивших юнкерское училище по 1-му классу (с отличием). Унтер-офицеры подбирались из военнослужащих всех родов войск, преим. из уволенных в запас или отставку. Нижние чины назначались на тех же основаниях, что и в войсках. Офицеры ОКЖ до 1864 и с 1871 осуществляли не только дознание, но и следствие по гос. преступлениям. С 1906 это право было распространено и на офицеров ж.-д. полиции. Унтер-офицеры осуществляли оперативно-наблюдат., надзорные и исполнит. функции. Нижние чины, состоявшие в штатах жандармских дивизионов, исполняли роль полицейских сил быстрого реагирования.
К 1917 ОКЖ включал: Гл. жандармское управление, Штаб, 106 жандармских управлений (67 губернских, 3 областных, 2 территориальных, 4 городских, 30 уездных), 32 управления железных дорог, 19 крепостных и 2 портовые команды, 3 дивизиона, 1 конную и 2 пешие команды, 27 строевых частей. Численность ОКЖ в 1880 составляла 521 офицер и чиновник, 6187 нижних чинов; в окт. 1916 соответственно 1051 и 14667.
После Февр. революции 1917 Временное правительство упразднило ОКЖ, включая и жандармские полицейские управления железных дорог. Все жандармские чины, за исключением тех, которые по возрасту или по состоянию здоровья не подлежали призыву в войска, были переданы в Воен. мин-во, остальные уволены в отставку.
Командиры ОКЖ: П. В. Оржевский (1882–87); Н. И. Шебеко (1887–95); А. А. Фрезе (1896–97); А. И. Пантелеев (1897–1900); П. Д. Святополк-Мирский (1900–02); В. В. фон Валь (1902–04); К. Н. Рыдзевский (1904–05); Д. Ф. Трепов (май – окт. 1905); В. А. Дедюлин (1905–06); барон Ф. Ф. Таубе (1906–09); П. Г. Курлов (1909–11); В. А. Толмачёв (1912–13); В. Ф. Джунковский (1913–1915); граф Д. Н. Татищев (1915–17).