Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАМИКА́ДЗЕ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 632

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КАМИКА́ДЗЕ (япон., букв. – бо­жест­вен­ный ве­тер; по пре­да­нию, наз­ва­ние штор­ма, раз­ме­тав­ше­го флот монг. ха­на Ху­би­лая, пы­тав­ше­го­ся за­вое­вать Япо­нию в 13 в.), япон. лёт­чи­ки-смерт­ни­ки во вре­мя 2-й ми­ро­вой вой­ны, управ­ляв­шие сна­ря­жён­ны­ми взрыв­ча­ты­ми ве­ще­ст­ва­ми са­мо­лё­та­ми вплоть до их столк­но­ве­ния с це­лью (обыч­но с круп­ны­ми ко­раб­ля­ми, гл. обр. авиа­нос­ца­ми). Идея ис­поль­зо­вать К. как сред­ст­во, спо­соб­ное пе­ре­ло­мить ход бое­вых дей­ст­вий на Ти­хом ок. в поль­зу Япо­нии по­сле ут­раты в сер. 1943 пре­вос­ход­ст­ва в воз­духе, воз­ник­ла в выс­ших кру­гах япон. су­хо­пут­ных ВВС. Пер­во­на­чаль­но К. ста­но­ви­лись доб­ро­воль­цы из от­ря­дов «спе­ци­аль­ной ата­ки» (те­син­тай), ис­по­ве­до­вав­шие прин­ци­пы ср.-век. са­му­рай­ско­го ко­дек­са Бу­си­до. К. при жиз­ни по­лу­ча­ли разл. при­ви­ле­гии, в т. ч. и ма­те­ри­аль­ные, а по­гиб­шие в бою объ­яв­ля­лись свя­ты­ми. К сер. 1945 на­бор в К. стал при­ну­ди­тель­ным. От­ря­ды К. фор­ми­ро­ва­лись шта­ба­ми разл. уров­ней и не име­ли од­но­об­раз­ной струк­ту­ры. Они ком­плек­то­ва­лись ус­та­рев­ши­ми са­мо­лё­та­ми всех ти­пов, с ко­то­рых бы­ло сня­то до­ро­го­стоя­щее обо­ру­до­ва­ние и при­бо­ры. Все­го бы­ло пе­ре­обо­ру­до­ва­но 5,4 тыс. са­мо­лё­тов (бом­бо­вая на­груз­ка ка­ж­до­го до 1600 кг). С но­яб. 1944 и до кон­ца вой­ны ис­поль­зо­ва­лись так­же спе­ци­аль­но соз­дан­ные са­мо­лё­ты «На­кад­зи­ма» КИ-115 и са­мо­лё­ты-сна­ря­ды «Ока» («Цве­ток виш­ни»), пред­став­ляв­шие со­бой не­боль­шой са­мо­лёт с твер­до­то­п­лив­ным дви­га­те­лем, дос­тав­ляв­ший­ся в рай­он ата­ки са­мо­лё­том-но­си­те­лем. На выс. ок. 8 тыс. м и на рас­стоя­нии 15–16 км до це­ли за­пускал­ся дви­га­тель (на 8–10 c) са­мо­лё­та-сна­ря­да, ко­то­рый по­сле от­де­ле­ния от са­мо­лё­та-но­си­те­ля пе­ре­хо­дил в пи­ки­ро­ва­ние на цель и по­ра­жал её в рай­оне ва­тер­ли­нии. Мас­са ВВ на по­след­них мо­ди­фи­ка­ци­ях «Оки» дос­ти­га­ла 2 т. Бы­ло из­го­тов­ле­но 805 са­мо­лё­тов-сна­ря­дов, при­ме­не­но 298. Пер­вый бое­вой вы­лет К. осу­ще­ст­в­лён в мор. авиа­ции 16.10.1944; пер­вым К., по­ра­зив­шим 21.10.1944 амер. транс­порт в зал. Лей­те, был лейт. Е. Ку­но. За весь пе­ри­од при­ме­не­ния К. вы­пол­не­но св. 5 тыс. са­мо­лё­то-вы­ле­тов, по­то­п­ле­но 45 и по­вре­ж­де­но ок. 300 ко­раб­лей и транс­пор­тов. При­ня­тые амер. ко­ман­до­ва­ни­ем ме­ры по уси­ле­нию средств ПВО, даль­не­го об­на­ру­же­ния и опо­ве­ще­ния, рас­сре­до­то­че­нию сил фло­та по­зво­ли­ли су­ще­ст­вен­но умень­шить эф­фек­тив­ность (ме­нее 20%) при­ме­не­ния К. За вре­мя бое­вых дей­ст­вий по­гиб­ло св. 2,5 тыс. лёт­чи­ков-ка­ми­кад­зе.

Лит.: Хая­си Са­бу­ро. Япон­ская ар­мия в во­енных дей­ст­ви­ях на Ти­хом океа­не. М., 1964; Яков­лев Н. Н. 3 сен­тяб­ря 1945. М., 1971; Лей­ко О. Ю. Ка­ми­кад­зе. М., 1989; О’Neill R. Sui­cide squads. L., 1999.

Вернуться к началу