Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУСИДО́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 402

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Э. В. Молодякова

БУСИДО́ (япон. – путь вои­на), ср.-век. ко­декс са­му­рая. Пред­став­лял со­бой сис­те­му взгля­дов, норм и оце­нок, рег­ла­мен­ти­ро­вав­ших по­ве­де­ние са­му­рая, его от­но­ше­ние к пред­ста­ви­те­лям то­го или ино­го клас­са, го­су­дар­ст­ву, об­ще­ст­ву в це­лом. Б. пред­пи­сы­вал са­му­раю быть до кон­ца вер­ным гос­по­ди­ну, пре­дан­ным дол­гу, го­то­вым к под­ви­гу, са­мо­по­жерт­во­ва­нию и смер­ти. Б. на­чал скла­ды­вать­ся в 9–11 вв. по ме­ре фор­ми­ро­ва­ния во­ин­ско­го со­сло­вия в Япо­нии. Опи­рал­ся на ка­но­ны син­то­из­ма, буд­диз­ма и кон­фу­ци­ан­ст­ва. В Б., как в ми­ро­воз­зрен­че­ской сис­те­ме, зна­чит. ме­сто уде­ля­лось по­зна­нию пси­хо­ло­гии че­ло­ве­ка, его ро­ли в ок­ру­жаю­щем ми­ре, смыс­ла жиз­ни, до­б­ра и зла, оп­ре­де­ле­нию нрав­ст­вен­ных цен­но­стей. Нор­мам Б. са­му­рай сле­до­вал, ру­ко­во­дству­ясь тра­ди­ци­ей, вос­пи­та­ни­ем и при­ме­ром, без при­ну­ж­де­ния со сто­ро­ны спец. об­ще­ст­вен­ных ин­сти­ту­тов. Осн. по­ло­же­ния Б., от­ра­жён­ные в ле­ген­дах и по­вес­тях про­шло­го, впер­вые бы­ли сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­ны в со­став­лен­ном по ука­за­нию Иэ­я­су То­ку­га­вы (1542–1616) «Уло­же­нии о са­му­рай­ских ро­дах», в со­чи­не­ни­ях Яма­го Со­ко (1622–85), Дай­дод­зи Юд­за­на (1639–1730) и др. Са­мый из­вест­ный труд о Б. – кни­га при­няв­ше­го по­стриг быв. са­му­рая Яма­мо­то Цу­не­то­мо «Ха­га­ку­рэ» («Со­кры­тое в ли­ст­ве», 1716). В кон. 19 – 1-й пол. 20 вв. Б. за­ни­мал важ­ное ме­сто в идео­ло­гии япон. ми­ли­та­риз­ма.

Вернуться к началу