Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕСМЕРИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Медицина

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 49

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Б. Мирский

МЕСМЕРИ́ЗМ, уче­ние и ме­тод ле­че­ния, раз­ра­бо­тан­ные Ф. А. Мес­ме­ром. В их ос­но­ву он по­ло­жил кон­цеп­цию, со­глас­но ко­то­рой вся Все­лен­ная и все ор­га­низ­мы про­пи­та­ны не­ким флюи­дом, на­зван­ным им впо­след­ст­вии «жи­вот­ным маг­не­тиз­мом». В че­ло­ве­че­ском ор­га­низ­ме он яв­ля­ет­ся центр. дей­ст­вую­щим на­ча­лом, управ­ляю­щим нер­ва­ми, мыш­ца­ми и те­лес­ны­ми жид­ко­стя­ми. При за­бо­ле­ва­нии про­ис­хо­дит на­ру­ше­ние рас­пре­де­ле­ния флюи­да в ор­га­низ­ме, и для ис­це­ле­ния от не­ду­га не­об­хо­ди­мо его гар­мо­ни­зи­ро­вать, т. е. рав­но­мер­но рас­пре­де­лить по все­му те­лу, ис­поль­зуя для это­го маг­ни­ты. В даль­ней­шем Мес­мер от­ка­зал­ся от их при­ме­не­ния, счи­тая, что це­ли­тель­ной си­лой об­ла­да­ет сам че­ло­век, спо­собный маг­не­ти­зи­ро­вать разл. ве­ще­ст­ва (напр., во­ду) и пред­ме­ты. Мес­мер по­ни­мал, что эф­фект его ле­чеб­ных се­ан­сов за­ви­сит от ве­ры па­ци­ен­тов в не­го и его ме­тод ле­че­ния, в свя­зи с чем при­да­вал боль­шое зна­че­ние осо­бо­му ри­туа­лу, ма­гич. ат­мо­сфе­ре их про­ве­де­ния (плот­но за­на­ве­шен­ные ок­на, ма­гич. звёзд­ные зна­ки и от­ра­жаю­щие их зер­ка­ла, фио­ле­то­вая ман­тия и жезл са­мо­го маг­не­ти­зёра, со­вер­шав­ше­го над ка­ж­дым па­ци­ен­том та­ин­ст­вен­ные ма­ни­пуля­ции, и др.). Се­ан­сы за­кан­чи­ва­лись «кри­за­ми» – со­стоя­ния­ми пси­хо­мо­тор­но­го воз­бу­ж­де­ния, во вре­мя ко­то­рых боль­ные ры­да­ли, прон­зи­тель­но кри­ча­ли, хо­хо­та­ли, ка­та­лись по по­лу и т. д. Не­ко­то­рое вре­мя Мес­мер и его ме­тод ле­че­ния поль­зо­ва­лись не­обы­чай­ной по­пу­ляр­но­стью во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы. Од­на­ко по­сле то­го, как в 1784 ко­мис­сия в со­ста­ве вид­ных франц. учё­ных оп­ро­верг­ла су­ще­ст­во­ва­ние «жи­вот­но­го маг­не­тиз­ма» и при­шла к вы­во­ду о воз­мож­но­сти опас­ных для здо­ро­вья по­след­ст­вий его при­ме­не­ния, М. как ме­тод ле­че­ния и его автор бы­ли пре­да­ны заб­ве­нию. Лишь спус­тя сто лет, бла­го­да­ря на­уч. тру­дам Ж. М. Шар­ко в об­лас­ти гип­но­тиз­ма, Па­риж­ская АН при­зна­ла воз­мож­ность не­по­средств. пси­хич. воз­дей­ст­вия од­но­го че­ло­ве­ка на дру­го­го. Уче­ние Мес­ме­ра в той или иной фор­ме со­хра­ня­ет­ся в об­лас­ти ок­куль­тиз­ма, па­ра­ме­ди­ци­ны. Совр. ис­то­ри­ки ме­ди­ци­ны рас­смат­ри­ва­ют М. как мед. сис­те­му, пред­ше­ст­во­вав­шую раз­ви­тию уче­ния о гип­но­зе.

Лит.: Schott H. F. A. Mesmer und die Ge­schichte des Mesmerismus. Stuttg., 1985; Рож­нов В. Е., Рож­но­ва М. А. Гип­ноз от древ­но­сти до на­ших дней. М., 1987. См. так­же лит. при ст. Мес­мер.

Вернуться к началу