Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МА́НИ́Я

  • рубрика

    Рубрика: Медицина

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 15

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Остроглазов

МА́НИ́Я (от греч. μανία – бе­зу­мие, страсть, по­ме­ша­тель­ст­во, не­ис­тов­ст­во), од­но из наи­бо­лее ста­рых (на­ря­ду с ме­лан­хо­ли­ей) по­ня­тий в пси­хи­ат­рии, ко­то­рым обо­зна­ча­ли со­стоя­ния дви­гат. воз­бу­ж­де­ния с ве­сё­лым или гнев­ли­вым на­строе­ни­ем, ино­гда в со­че­та­нии с аг­рес­сив­но­стью и рас­строй­ством соз­на­ния. В совр. пси­хи­ат­рии тер­мин «ма­ния» ча­ще ис­поль­зу­ют в ис­то­рич. ас­пек­те, а в кли­нич. прак­ти­ке обыч­но при­ме­ня­ют его си­но­ним – «ма­ниа­каль­ное со­стоя­ние» (ма­ниа­каль­ный син­дром). Ма­ниа­каль­ное со­стоя­ние мо­жет раз­ви­вать­ся в рам­ках раз­лич­ных пси­хич. рас­стройств, но наи­бо­лее яр­ко вы­ра­же­но при ма­ниа­каль­но-де­прес­сив­ном пси­хо­зе.

Ма­ния про­яв­ля­ет­ся триа­дой сим­пто­мов: 1) не­мо­ти­ви­ро­ван­но по­вы­шен­ное, ра­до­ст­но-ве­сё­лое (ино­гда с от­тен­ком гнев­ли­во­сти) на­строе­ние; 2) дви­га­тель­ное и ре­че­вое воз­бу­ж­де­ние; 3) об­лег­че­ние и ус­ко­ре­ние мыс­лительного ас­со­ци­а­тив­но­го про­цес­са с на­плы­вом мыс­лей (вплоть до т. н. скач­ки идей) и по­вы­шен­ной от­вле­кае­мо­стью вни­ма­ния. При рав­ной вы­ра­жен­но­сти всех со­став­ляю­щих триа­ды го­во­рят о клас­сич. М.; при зна­чит. пре­об­ла­да­нии од­но­го или двух из них – об ати­пич­ных М.; при со­че­та­нии М. с ком­по­нен­та­ми де­прес­сии – о сме­шан­ных М. или сме­шан­ных аф­фек­тив­ных со­стоя­ни­ях. Ма­ниа­каль­ные со­стоя­ния при раз­ных пси­хич. за­бо­ле­ва­ни­ях от­ли­ча­ют­ся как сво­ей струк­ту­рой, так и вклю­че­ни­ем сим­пто­мов, ти­пич­ных для той или иной бо­лез­ни. Свой­ст­венное М. по­вы­шен­ное стрем­ле­ние к дея­тель­но­сти, об­ще­нию в со­че­та­нии с уси­ле­ни­ем низ­ших (био­ло­ги­че­ских) вле­че­ний в ви­де ги­пер­сек­су­аль­но­сти, бу­ли­мии и др., а так­же ос­лаб­ле­ние сдер­жи­ваю­щих мо­раль­но-этич. фак­то­ров и не­кри­тич­ность к сво­ему со­стоя­нию и по­веде­нию час­то при­во­дят к на­ру­ше­нию мо­раль­ных и пра­во­вых норм, с чем не­ред­ко свя­за­на не­об­хо­ди­мость про­ве­де­ния судеб­но-пси­хи­ат­рич. экс­пер­ти­зы при мании.

Упот­реб­ле­ние тер­ми­на «М.» в ином зна­че­нии свя­за­но с уче­ни­ем Ж. Э. Д. Эс­ки­ро­ля о мо­но­ма­ни­ях как о бре­де, стра­сти, ог­ра­ни­чен­ных к.-л. од­ной иде­ей, объ­ек­том же­ла­ния и др. (напр., суи­ци­до­ма­ния – стрем­ле­ние к са­мо­убий­ст­ву, эро­то­ма­ния – одер­жи­мость сек­су­аль­ным вле­че­ни­ем, дро­мо­ма­ния, клеп­то­ма­ния). Лиц, стра­даю­щих та­ки­ми рас­строй­ства­ми, на­зы­ва­ли мань­я­ка­ми. Уче­ние о мо­но­ма­ни­ях во 2-й пол. 19 в. по­сте­пен­но ут­ра­ти­ло свою ак­ту­аль­ность, ос­та­вив по­сле се­бя боль­шое чис­ло тер­ми­нов для обо­зна­че­ния пси­хо­па­тич. лич­но­стей, на­хо­дя­щих­ся во вла­сти па­то­ло­гич., из­вра­щён­ных, ан­ти­со­ци­аль­ных вле­че­ний. В совр. пси­хи­ат­рии тер­мин «М.» в этом зна­че­нии не упот­реб­ля­ет­ся, хо­тя его ис­поль­зу­ют в нар­ко­ло­гии для обо­зна­че­ния т. н. хи­мич. за­ви­си­мо­сти (см. Нар­ко­ма­ния, Ток­си­ко­ма­ния), а так­же для на­име­но­ва­ния пси­хо­ло­гических за­ви­си­мо­стей (напр., лю­до­ма­ния, или иг­ро­мания).

Лит.: Яс­перс К. Об­щая пси­хо­па­то­ло­гия. М., 1997.

Вернуться к началу