Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАИКА́НИЕ

  • рубрика

    Рубрика: Медицина

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 177

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Шкловский

ЗАИКА́НИЕ, на­ру­ше­ние ре­чи (рит­ма, плав­но­сти), обу­слов­лен­ное су­до­рож­ным со­кра­ще­ни­ем мышц ре­че­во­го ап­па­ра­та. Обыч­но воз­ни­ка­ет у де­тей до­шко­ль­но­го воз­рас­та, в пе­ри­од ин­тен­сив­но­го раз­ви­тия ре­чи. Про­бле­ма З. яв­ля­ет­ся ком­плекс­ной, меж­дис­ци­п­ли­нар­ной, в изу­че­нии ко­то­рой уча­ст­ву­ют вра­чи, пси­хо­ло­ги, фи­зио­ло­ги, пе­да­го­ги (ло­го­пе­ды), спе­циа­ли­сты по ней­ро­лин­гви­сти­ке и др. При­чи­ны З. окон­ча­тель­но не ус­та­нов­ле­ны. В боль­шин­ст­ве слу­ча­ев оно раз­ви­ва­ет­ся, ве­ро­ят­но, по ме­ха­низ­му сис­тем­но­го ре­чед­ви­гат. нев­ро­за (т. н. ло­го­нев­ро­за) с уча­сти­ем пре­им. пси­хо­ло­гич. и со­ци­аль­ных фак­то­ров. Не­ред­ко З. мо­жет быть вы­зва­но дей­ст­ви­ем ор­га­нич. фак­то­ров вслед­ст­вие не­дос­та­точ­но­сти функ­ций го­лов­но­го моз­га разл. ге­не­за (трав­мы, ней­ро­ин­фек­ции и др.). З. про­те­ка­ет хро­ни­че­ски, дос­ти­гая макс. вы­ра­жен­но­сти в юно­ше­ском воз­рас­те и не­сколь­ко ос­ла­бе­вая у взрос­лых. Не­ред­ко со­про­во­ж­да­ет­ся пси­хич. от­кло­не­ния­ми, при­во­дя­щи­ми к тя­жё­лым стра­да­ни­ям, со­ци­аль­ной де­за­дап­та­ции лич­но­сти, в не­ко­то­рых слу­ча­ях – к зна­чит. по­те­ре тру­до­спо­соб­но­сти. В РФ заи­ка­ют­ся 1,5–2,2% нас.; со­от­но­ше­ние муж­чин и жен­щин 3,1:1.

Обыч­но З. пред­став­ле­но т. н. пер­вич­ны­ми (соб­ст­вен­но ре­че­вы­ми) и вто­рич­ны­ми (пси­хи­че­ски­ми) рас­строй­ства­ми, ко­то­рые у взрос­лых час­то ста­но­вят­ся до­ми­ни­рую­щи­ми. У де­тей в на­ча­ле раз­ви­тия З. про­яв­ля­ет­ся лишь пер­вич­ны­ми рас­строй­ства­ми. Ве­ду­щий при З. ней­ро­мо­тор­ный ком­по­нент пред­став­лен су­до­ро­га­ми, ко­то­рые мо­гут про­яв­лять­ся пре­им. в ар­ти­ку­ля­ци­он­ном, го­ло­со­вом или ды­ха­тель­ном ап­па­ра­тах. Ча­ще, осо­бен­но на бо­лее позд­них ста­ди­ях раз­ви­тия, у стра­даю­щих З. встре­ча­ют­ся сме­шан­ные су­до­ро­ги – ды­ха­тель­но-ар­ти­ку­ля­ци­он­ные, ды­ха­тель­но-го­ло­со­вые, ар­ти­ку­ля­ци­он­но-го­ло­со­вые и др. При­чи­ны су­до­рог ос­та­ют­ся не­яс­ны­ми, а ар­ти­ку­ля­ци­он­ный, го­ло­со­вой и ды­ха­тель­ный ап­па­ра­ты при З. вне ре­чи функ­цио­ни­ру­ют нор­маль­но. Су­до­ро­ги воз­ни­ка­ют толь­ко во вре­мя ре­чи или в её «пред­две­рии», при­чём они име­ют разл. ло­ка­ли­за­цию и вы­ра­жен­ность. Ус­та­нов­ле­на за­ви­си­мость су­до­рог от эмо­цио­наль­но­го со­стоя­ния че­ло­ве­ка, сте­пе­ни на­пря­жён­но­сти об­ста­нов­ки, её зна­чи­мо­сти для боль­но­го и др.

При З. вы­де­ля­ют су­до­ро­ги ды­ха­тель­но­го ап­па­ра­та (ин­спи­ра­тор­ные и экс­пи­ра­тор­ные); го­ло­со­во­го ап­па­ра­та (смы­ка­тель­ные го­ло­со­вые, во­каль­ные; дро­жа­щий, или толч­ко­об­раз­ный, гор­тан­ный спазм); ар­ти­ку­ляц. ап­па­ра­та (ли­це­вые су­до­ро­ги – смы­ка­тель­ная су­до­ро­га губ, верх­ней гу­бы, ниж­ней гу­бы, уг­лов рта, су­до­рож­ное рас­кры­тие рта); язы­ка (подъ­ём кон­чи­ка язы­ка, подъ­ём кор­ня язы­ка, из­го­няю­щая су­до­ро­га язы­ка, подъ­я­зыч­ная); мяг­ко­го нё­ба. В за­ви­си­мо­сти от пре­об­ла­да­ния тех или иных ви­дов су­до­рог З. мо­жет про­яв­лять­ся по­вто­ре­ни­ем зву­ков или сло­гов сло­ва, ос­та­нов­ка­ми в на­ча­ле или се­ре­ди­не сло­ва, на­пря­же­ни­ем при про­из­не­се­нии слов. Од­но­вре­мен­но стра­да­ют тембр, вы­со­та го­ло­са, ин­то­на­ция. В це­лом речь ста­но­вит­ся за­пи­наю­щей­ся, пре­ры­ви­стой, с не­пра­виль­ны­ми уда­ре­ния­ми.

Вто­рич­ные рас­строй­ства пред­став­ля­ют со­бой гл. обр. нев­ро­тич. про­яв­ле­ния, ча­ще в ви­де нев­ра­сте­нии, а так­же фо­бич. рас­строй­ства в ви­де ло­го­фо­бии (стра­ха пе­ред ре­чью), ко­то­рая мо­жет со­че­тать­ся с др. фо­бия­ми. Обыч­но ло­го­фо­бия воз­ни­ка­ет в экс­тре­маль­ных для боль­ных си­туа­ци­ях и в по­вто­ряю­щей­ся об­ста­нов­ке, ко­то­рые тре­бу­ют ак­тив­но­го ре­че­во­го об­ще­ния. Она обо­ст­ря­ет­ся в пе­ри­од по­ло­во­го со­зре­ва­ния, а в по­сле­дую­щие го­ды, бу­ду­чи свя­зан­ной с З., мо­жет до­ми­ни­ро­вать в кар­ти­не бо­лез­ни. При З. не­ред­ки де­прес­сив­ные рас­строй­ства, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в ре­зуль­та­те по­сто­ян­но по­вто­ряю­щих­ся стрес­со­вых си­туа­ций на про­тя­же­нии мн. лет (не­воз­мож­ность сво­бод­но об­щать­ся с ок­ру­жаю­щи­ми в дет­ском уч­ре­ж­де­нии, шко­ле, ин­сти­ту­те, на ра­бо­те и т. д. из-за ре­че­во­го де­фек­та).

При­чи­на­ми З. мо­гут быть так­же чрез­мер­ные тре­бо­ва­ния, предъ­яв­ляе­мые к ре­чи де­тей (по­ну­ж­де­ние к по­вто­ре­нию не­по­нят­ных и слож­ных слов, к дек­ла­ма­ции сти­хов при по­сто­рон­них, пе­ре­груз­ки чте­ни­ем тек­стов, не со­от­вет­ст­вую­щих воз­рас­ту и раз­ви­тию), ино­гда – под­ра­жа­ние ре­чи заи­каю­щих­ся. При не­ко­то­рых пси­хич. за­бо­ле­ва­ни­ях (ис­те­рия, ши­зо­фре­ния) от­ме­ча­ют­ся рас­строй­ства ре­чи, на­по­ми­наю­щие З., но та­ко­вы­ми по су­ще­ст­ву не яв­ляю­щие­ся.

Кор­рек­ция З. долж­на быть ком­плекс­ной, осу­ще­ст­в­ляе­мой ло­го­пе­дом, пси­хо­ло­гом, пси­хо­те­ра­пев­том, пси­хи­ат­ром, нев­ро­па­то­ло­гом, спе­циа­ли­стом по ле­чеб­ной физ­куль­ту­ре и др. Очень важ­но не про­пус­тить у ре­бён­ка на­ча­ла З., свое­вре­мен­но об­ра­тить­ся к нев­ро­па­то­ло­гу и ло­го­пе­ду, т. к. З. са­мо по се­бе, как пра­ви­ло, не ис­че­за­ет, а при­об­ре­та­ет ус­той­чи­вую фор­му. По­сле про­ве­дён­но­го кур­са ле­чения не­об­хо­ди­мы дис­пан­се­ри­за­ция и про­фи­лак­ти­ка ре­ци­ди­вов.

Лит.: Зее­ман М.  Рас­строй­ства ре­чи в дет­ском воз­рас­те. М., 1962; Че­ве­ле­ва Н. А. Ис­прав­ле­ние заи­ка­ния у де­тей. М., 1964; Шклов­ский В. М., Ха­вин А. Б., По­доль­ская О. В. Не­ко­то­рые по­ка­за­те­ли стрес­со­вой то­ле­рант­но­сти при ло­го­нев­ро­зе // Ак­ту­аль­ные во­про­сы пси­хи­ат­рии. Минск, 1973; Шклов­ский В. М. Пси­хо­те­ра­пия в ком­плекс­ной сис­те­ме те­ра­пии ло­го­нев­ро­зов // Ру­ко­во­дство по пси­хо­те­ра­пии. М., 1974; он же. Заи­ка­ние. М., 1994; Яс­т­ре­бо­ва А. В. Кор­рек­ция заи­ка­ния у уча­щих­ся об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы. М., 1980; Мис­су­ло­вин Л. Я. Ле­че­ние заи­ка­ния. Л., 1988; Ло­хов М. И. Заи­ка­ние и ло­го­нев­роз. Ди­аг­но­сти­ка и ле­че­ние. СПб., 2000.

Вернуться к началу