ЗАИКА́НИЕ
-
Рубрика: Медицина
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗАИКА́НИЕ, нарушение речи (ритма, плавности), обусловленное судорожным сокращением мышц речевого аппарата. Обычно возникает у детей дошкольного возраста, в период интенсивного развития речи. Проблема З. является комплексной, междисциплинарной, в изучении которой участвуют врачи, психологи, физиологи, педагоги (логопеды), специалисты по нейролингвистике и др. Причины З. окончательно не установлены. В большинстве случаев оно развивается, вероятно, по механизму системного речедвигат. невроза (т. н. логоневроза) с участием преим. психологич. и социальных факторов. Нередко З. может быть вызвано действием органич. факторов вследствие недостаточности функций головного мозга разл. генеза (травмы, нейроинфекции и др.). З. протекает хронически, достигая макс. выраженности в юношеском возрасте и несколько ослабевая у взрослых. Нередко сопровождается психич. отклонениями, приводящими к тяжёлым страданиям, социальной дезадаптации личности, в некоторых случаях – к значит. потере трудоспособности. В РФ заикаются 1,5–2,2% нас.; соотношение мужчин и женщин 3,1:1.
Обычно З. представлено т. н. первичными (собственно речевыми) и вторичными (психическими) расстройствами, которые у взрослых часто становятся доминирующими. У детей в начале развития З. проявляется лишь первичными расстройствами. Ведущий при З. нейромоторный компонент представлен судорогами, которые могут проявляться преим. в артикуляционном, голосовом или дыхательном аппаратах. Чаще, особенно на более поздних стадиях развития, у страдающих З. встречаются смешанные судороги – дыхательно-артикуляционные, дыхательно-голосовые, артикуляционно-голосовые и др. Причины судорог остаются неясными, а артикуляционный, голосовой и дыхательный аппараты при З. вне речи функционируют нормально. Судороги возникают только во время речи или в её «преддверии», причём они имеют разл. локализацию и выраженность. Установлена зависимость судорог от эмоционального состояния человека, степени напряжённости обстановки, её значимости для больного и др.
При З. выделяют судороги дыхательного аппарата (инспираторные и экспираторные); голосового аппарата (смыкательные голосовые, вокальные; дрожащий, или толчкообразный, гортанный спазм); артикуляц. аппарата (лицевые судороги – смыкательная судорога губ, верхней губы, нижней губы, углов рта, судорожное раскрытие рта); языка (подъём кончика языка, подъём корня языка, изгоняющая судорога языка, подъязычная); мягкого нёба. В зависимости от преобладания тех или иных видов судорог З. может проявляться повторением звуков или слогов слова, остановками в начале или середине слова, напряжением при произнесении слов. Одновременно страдают тембр, высота голоса, интонация. В целом речь становится запинающейся, прерывистой, с неправильными ударениями.
Вторичные расстройства представляют собой гл. обр. невротич. проявления, чаще в виде неврастении, а также фобич. расстройства в виде логофобии (страха перед речью), которая может сочетаться с др. фобиями. Обычно логофобия возникает в экстремальных для больных ситуациях и в повторяющейся обстановке, которые требуют активного речевого общения. Она обостряется в период полового созревания, а в последующие годы, будучи связанной с З., может доминировать в картине болезни. При З. нередки депрессивные расстройства, которые возникают в результате постоянно повторяющихся стрессовых ситуаций на протяжении мн. лет (невозможность свободно общаться с окружающими в детском учреждении, школе, институте, на работе и т. д. из-за речевого дефекта).
Причинами З. могут быть также чрезмерные требования, предъявляемые к речи детей (понуждение к повторению непонятных и сложных слов, к декламации стихов при посторонних, перегрузки чтением текстов, не соответствующих возрасту и развитию), иногда – подражание речи заикающихся. При некоторых психич. заболеваниях (истерия, шизофрения) отмечаются расстройства речи, напоминающие З., но таковыми по существу не являющиеся.
Коррекция З. должна быть комплексной, осуществляемой логопедом, психологом, психотерапевтом, психиатром, невропатологом, специалистом по лечебной физкультуре и др. Очень важно не пропустить у ребёнка начала З., своевременно обратиться к невропатологу и логопеду, т. к. З. само по себе, как правило, не исчезает, а приобретает устойчивую форму. После проведённого курса лечения необходимы диспансеризация и профилактика рецидивов.