Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БРЕД

  • рубрика

    Рубрика: Медицина

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 183-184

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Остроглазов

БРЕД, лож­ные идеи, воз­ни­каю­щие вслед­ст­вие пси­хи­че­ско­го за­бо­ле­ва­ния, пе­ре­жи­вае­мые с аб­со­лют­ной уве­рен­но­стью в их дос­то­вер­но­сти, в оши­боч­но­сти ко­то­рых боль­ных не­воз­мож­но пе­ре­убе­дить не­смот­ря на их про­ти­во­ре­чие дей­ст­ви­тель­но­сти.

Б. – осн. про­бле­ма пси­хо­па­то­ло­гии. В от­ли­чие от за­блу­ж­де­ний здо­ро­вых лю­дей, Б. прин­ци­пи­аль­но не­воз­мож­но оп­ро­верг­нуть с по­мо­щью фак­тов и ло­гич. ар­гу­мен­тов. Ум­ст­вен­ные спо­соб­но­сти при этом не стра­да­ют и пол­но­стью ста­вят­ся на «служ­бу бре­ду». На эту осо­бен­ность Б. ука­зал Г. В. Ф. Ге­гель, в те­че­ние мн. лет на­блю­дав­ший за раз­ви­ти­ем по­ме­ша­тель­ст­ва сво­его дру­га – по­эта Ф. Гёль­дер­ли­на.

Са­мые не­ле­пые бре­до­вые идеи мо­гут ужи­вать­ся с вы­со­ким ин­тел­лек­том, т. к. Б. пред­став­ля­ет со­бой не ло­ги­че­скую, а ме­ди­цин­скую (пси­хи­ат­ри­че­скую) про­бле­му. Ин­тел­лект у па­ра­нои­ков ока­зал­ся не ни­же, чем у здо­ро­вых.

В те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни пси­хи­ат­рия при­хо­ди­ла к по­зна­нию это­го па­ра­док­са Б., в ко­то­ром ужи­ва­ют­ся ум и бе­зу­мие, и тщет­но пы­та­лась ле­чить по­ме­шан­ных с по­мо­щью ло­ги­ки и фи­ло­со­фии. С нач. 19 в. Б. опи­сы­ва­ли в уче­ни­ях о т. н. мо­но­ма­ни­ях – по­ме­ша­тель­ст­вах, в ос­но­ве ко­то­рых на­хо­ди­лась од­на бре­до­вая идея, на ко­то­рую и воз­дей­ст­во­ва­ли «ло­ги­че­ски­ми» ар­гу­мен­та­ми (напр., боль­но­му с бре­дом одер­жи­мо­сти га­да­ми да­ва­ли рвот­ное и под­бра­сы­ва­ли в рвот­ные мас­сы змею, но это не влия­ло на его со­стоя­ние).

Дру­гим па­ра­док­сом Б. яв­ля­ет­ся его не­за­ви­си­мость от ре­аль­но­сти, с ко­то­рой он мо­жет «сов­па­дать» (напр., бред суп­ру­же­ской не­вер­но­сти мо­жет сов­па­дать с дей­ст­ви­тель­ной из­ме­ной суп­ру­га, хо­тя при этом Б. не пе­ре­ста­ёт быть бре­дом от­то­го, что боль­ной на са­мом де­ле ста­но­вит­ся жерт­вой суп­ру­же­ской из­ме­ны).

В совр. пси­хи­ат­рии су­ще­ст­ву­ют два взгля­да на про­ис­хож­де­ние Б. Со­глас­но од­но­му, воз­ник­но­ве­ние Б. об­ус­лов­ле­но пси­хо­ло­гич. ме­ха­низ­ма­ми. Сто­рон­ни­ки вто­ро­го счи­та­ют Б. след­ст­ви­ем бо­лез­ни моз­га, ко­то­рую, од­на­ко, по­ка не уда­ёт­ся под­твер­дить объ­ек­тив­ны­ми ме­то­да­ми ис­сле­до­ва­ния.

Не су­ще­ст­ву­ет об­ще­при­ня­той трак­тов­ки по­ня­тия «Б.». Его объ­яс­ня­ют об­щи­ми из­ме­не­ния­ми пси­хи­ки с ос­лаб­ле­ни­ем кри­ти­ки (Э. Кре­пе­лин), ошиб­ка­ми су­ж­де­ния и умо­зак­лю­че­ния в ре­зуль­тате бо­лез­нен­но­го рас­строй­ства мыш­ле­ния (В. А. Ги­ля­ров­ский) и т. п.

Б. на­блю­да­ет­ся при боль­шин­ст­ве пси­хич. за­бо­ле­ва­ний (ши­зоф­ре­нии, цик­ло­ти­мии, ин­фек­ци­он­ных, ин­ток­си­ка­ци­он­ных, со­су­ди­стых и др. со­ма­ти­че­ски обу­слов­лен­ных пси­хо­зах, пси­хо­зах ин­волюци­он­но­го и стар­че­ско­го воз­рас­та).

По про­ис­хо­ж­де­нию бре­до­вые идеи под­раз­де­ля­ют на пер­вич­ные и вто­рич­ные. Вто­рич­ные бре­до­вые идеи (их на­зы­ва­ют так­же бре­до­по­доб­ны­ми идея­ми) мо­гут быть по­ня­ты как вы­те­каю­щие из пред­ше­ст­вую­щих ин­тен­сив­ных пе­ре­жи­ва­ний, по­тря­се­ний, чув­ст­ва ви­ны, об­ма­нов вос­при­ятия и ощу­ще­ний. В от­ли­чие от них, пер­вич­ные бре­до­вые идеи «не­вы­во­ди­мы» из пред­ше­ст­вую­щих пе­ре­жи­ва­ний, они ана­ло­гич­ны не­по­сред­ст­вен­но­му ис­ка­же­нию пе­ре­жи­ва­ния зна­че­ний или не­мо­ти­ви­ро­ван­но­му «ус­та­нов­ле­нию бес­при­чин­ной ас­со­циа­тив­ной свя­зи», ко­то­рое вне­зап­но и не­по­нят­но втор­га­ет­ся в пси­хич. жизнь. В си­лу это­го ис­тин­ные бре­до­вые идеи не­дос­туп­ны вчув­ст­во­ва­нию и по­ни­ма­нию.

Ос­нов­ное со­дер­жа­ние бре­до­вых идей от­ра­жа­ет ар­хе­ти­пы че­ло­ве­че­ских пе­ре­жи­ва­ний и ос­та­ёт­ся не­из­мен­ным на про­тя­же­нии ве­ков. По со­дер­жа­нию вы­де­ля­ют три осн. груп­пы Б.: бред пре­сле­до­ва­ния с идея­ми от­но­ше­ния, осо­бо­го зна­че­ния, от­рав­ле­ния, осу­ж­де­ния, ог­раб­ле­ния, ущер­ба, фи­зич. и пси­хич. воз­дей­ст­вия; бред ве­ли­чия с идея­ми вы­со­ко­го про­ис­хо­ж­де­ния, мо­гу­ще­ст­ва, ге­ни­аль­но­сти, бо­гат­ст­ва, изо­бре­та­тель­ст­ва, ре­фор­ма­тор­ст­ва, мес­си­ан­ст­ва, свя­то­сти; бред са­мо­уни­чи­же­ния (идеи ви­нов­но­сти, гре­хов­но­сти, не­пол­но­цен­но­сти, ущерб­но­сти, те­лес­ной или пси­хич. бо­лез­ни; т. н. ни­ги­ли­сти­че­ский бред – от­ри­ца­ние су­ще­ст­во­ва­ния са­мо­го се­бя, сво­его те­ла, собств. жиз­ни и ок­ру­жаю­ще­го ми­ра).

Ле­че­ние бре­до­вых со­стоя­ний про­во­дит­ся в пси­хи­ат­рич. ста­цио­на­ре или дис­пан­се­ре. Осо­бен­но­сти его оп­ре­де­ля­ют­ся за­бо­ле­ва­ни­ем, при ко­то­ром фор­ми­ру­ют­ся эти со­стоя­ния, и осо­бен­но­стя­ми его те­че­ния.

Про­гноз за­ви­сит от ле­че­ния и за­ко­номер­но­стей те­че­ния осн. за­бо­ле­ва­ния. При не­пре­рыв­ном те­че­нии па­то­ло­гич. про­цес­са Б. сто­ек, ре­зи­стен­тен к те­ра­пии. При ост­рых бре­до­вых при­сту­пах воз­мож­но пол­ное из­ле­че­ние или зна­чит. улуч­ше­ние, ино­гда с со­хра­не­ни­ем ос­та­точ­но­го (ре­зи­ду­аль­но­го) бре­да.

См. так­же Ма­ния, Па­ра­нойя.

Лит.: Huber G., Gross G. Wahn. Stuttg., 1977; Яс­перс К. Об­щая пси­хо­па­то­ло­гия. М., 1997.

Вернуться к началу