Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГАРСИ́Я МА́РКЕС

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Хорева

ГАРСИ́Я МА́РКЕС (García Márquez) Габ­ри­ель (6.3.1928, Ара­ка­та­ка – 17.4.2014, Мехико), ко­лум­бий­ский пи­са­тель. Окон­чил ин­тер­нат Нац. ли­цея г. Си­па­ки­ра (1946). В это вре­мя на­чал со­чи­нять рас­ска­зы в ду­хе Ф. Каф­ки и Дж. Джой­са, пе­ча­тал­ся в га­зе­тах; по­сту­пил на юри­дич. ф-т ун-та Бо­го­ты, но в 1948 из-за слож­ной по­ли­тич. об­ста­нов­ки пе­ре­ехал в Кар­та­хе­ну, по­свя­тив се­бя жур­на­ли­сти­ке и сло­вес­но­сти. В 1955 эмиг­ри­ро­вал, жил в Ита­лии, Фран­ции, Ве­не­су­эле, Мек­си­ке. Ус­пех при­нес­ли по­весть «Пол­ков­ни­ку ни­кто не пи­шет» («El Coronel no tiene quien le escriba», 1961, рус. пер. 1972), а так­же сб. рас­ска­зов «По­хо­ро­ны Ве­ли­кой Ма­мы» («Los Funerales de la Ma­má Gran­de», 1962), ос­но­ван­ных на дет­ских вос­по­ми­на­ни­ях. Вер­ши­на твор­че­ст­ва Г. М. – ро­ман-притча «Сто лет оди­но­че­ст­ва» («Cien años de so­ledad», 1967, рус. пер. 1970), где не­из­мен­но при­сут­ст­вую­щая во всех про­из­ве­де­ни­ях Г. М. те­ма че­ло­ве­че­ско­го оди­но­че­ст­ва при­об­ре­ла по­ис­ти­не все­лен­ский мас­штаб. Ро­ман, в ко­то­ром уни­каль­ное пе­ре­пле­те­ние фан­та­стич., нар.-ми­фо­ло­гич. мо­ти­вов с ре­аль­ны­ми со­бы­тия­ми, со­вме­ще­ние пер­во­быт­но­го и совр. ти­пов мыш­ле­ния соз­да­ва­ло эф­фект осо­бо­го пре­об­ра­же­ния дей­ст­ви­тель­но­сти, стал од­ним из центр. про­из­ве­де­ний ма­ги­че­ско­го реа­лиз­ма. Ис­сле­до­ва­нию то­та­ли­тар­ной вла­сти и её влия­ния на фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти по­свя­ще­ны ро­ман «Не­до­б­рый час» («La mala hora», 1962, рус. пер. 1974), сб. рас­ска­зов «Не­ве­ро­ят­ная и гру­ст­ная ис­то­рия о про­сто­душ­ной Эрен­ди­ре и её жес­то­ко­серд­ной баб­ке» («La increíble y triste historia de la cándida Eréndira y de su abuela desalmada», 1972). В ро­ма­не «Осень пат­ри­ар­ха» («El otoño del patriarca», 1975, рус. пер. 1977) Г. М., де­мон­ст­ри­руя тра­гич. по­след­ст­вия, к ко­то­рым при­во­дит не­ог­ра­нич. власть, од­но­вре­мен­но по­ве­ст­ву­ет о при­су­щей на­ро­ду па­ра­док­саль­ной стра­сти к ми­фо­твор­че­ст­ву, не­из­быв­ной спо­соб­но­сти при­да­вать фор­му ми­фа все­му, что не­дос­туп­но ра­цио­наль­но­му ос­мыс­ле­нию и ана­ли­зу. В ро­ма­не «Хро­ни­ка объ­яв­лен­ной смер­ти» («Crónica de una muerte anunciada», 1981, рус. пер. 1981) ос­нов­ные для твор­че­ст­ва Г. М. те­мы на­си­лия, вла­сти и оди­но­че­ст­ва пре­тво­ре­ны в че­ре­де об­ра­зов и ас­со­циа­ций из раз­ных куль­тур­ных пла­стов, све­дён­ных в еди­ную ми­фо­по­этич. кар­ти­ну ми­ра. Мн. про­из­ве­де­ния Г. М. эк­ра­ни­зи­ро­ва­ны; сре­ди ре­жис­сё­ров – Р. Гер­ра, М. Лит­тин, Ф. Ро­зи. Но­бе­лев­ская пр. (1982).

Соч.: Textos costeños. Madrid, 1991; Па­лая ли­ст­ва. СПб., 2000; Избр. про­изв. М., 2004.

Лит.: Rama A., Vargas Llosa M. García Már­quez y la problemática de la novela. B. Aires, 1973; Зем­сков В. Б. Г. Гар­сиа Мар­кес. М., 1986; Bell-Villada G. H. García Márquez: the man and his work. L., 1990; Haddad H. G. García Márquez. P., 1993; Coley Pérez I.-G. García Márquez: reflexiones metafisicas. Bar­ranquilla, 1997; Ulchur Collazos I. García Már­quez: del humor y otros dominios. Quito, 1997; Па­по­ров Ю. М. Г. Гар­сия Мар­кес: Путь к сла­ве. СПб., 2003.

Вернуться к началу