ЯВА́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЯВА́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература яванцев, развивающаяся на о. Ява (ныне в составе Индонезии), а также вся совокупность лит. памятников на яванском языке, созданных др. народами, испытавшими влияние яванской культуры.
Первые лит. произведения (9 в.) на древнем языке яванцев – кави, в основе своей являющиеся свободным переложением санскр. текста инд. эпосов: гимны богам (мантры), заклинания (лукаты), религ.-догматич. и филос. трактаты (тутуры), поэмы (какавины). Широко практиковались прозаич. пересказы и переложения героич. и любовных эпизодов из инд. источников: «Махабхараты», «Рамаяны», Типитаки, пуран, буддийских трактатов и житий. Наиболее яркое произведение др.-яван. периода – какавин из 36 песен «Женитьба Арджуны», созданный Мпу Канвой (1035).
Для лит-ры 12–16 вв. характерно обращение к местным фольклорным традициям, в поэзии инд. метрика уступила место исконно яванской просодии (мачапат). Получили распространение лиро-эротич. стихотворения (ламбанги), кави постепенно вытеснялся ср.-яванским языком (балийско-яванским). Яркие представители лит-ры этого периода – Мпу Тантулар (поэмы «Торжество Арджуны», «Сутасома»), Танакунг (поэмы «Почитание ночи Шивы»; «Сокровищница стиха»), Прапанча (поэма «Страна благоденствия»). В прозе заметное место заняли написанные живым и близким к разг. языку произведения анонимных авторов: «Параратон» (сказание о Кен Ангроке, родоначальнике царской династии в государствах Сингасари и Маджапахит), «Подвижничество Коравов» (филос. повествование о религ. подвигах), «Неуклонное распространение» (сб-к историй о яванских первопредках). Популярность снискали повести и сказания о легендарном герое Панджи.
С кон. 16 в. Я. л. стала испытывать сильное давление подвергшейся влиянию ислама малайской литературы. В 16–17 вв. распространение получили истории (сераты) о мусульм. пророках, религ.-дидактич. поэмы (сулуки), исламская беллетристика, заимствовавшая ближневосточные сюжеты. Эти произведения были проникнуты духом суфизма, органически слившимся с яванским мистицизмом. С проповеднич. миссией ислама связаны мн. агиографич. поэмы и поэтич. хроники (бабад), в т. ч. историч. повествование «Сказание о Яванской земле» (в 18 т., нач. 17 в.).
Оживление Я. л. в 18–19 вв. (т. н. яванское возрождение) связано с обращением к классич. яванской культуре. Произведения этого периода, в т. ч. созданные представителями литераторской династии Ясадипура, характеризуются утончённостью стиля, лиричностью, чувством гармонии и соразмерности. Выдающийся вклад в развитие лит-ры в 19 в. внёс писатель и учёный-просветитель Ронговарсито. Популярностью пользовались любовно-эротич. лирика, моралистич. произведения (пивуланги).
С появлением в нач. 20 в. общенационального индонезийского языка и литературы на нём (см. в ст. Индонезия) Я. л. утратила былые позиции. Среди наиболее значит. яванских писателей кон. 20 – 21 вв.: Пурвади Атмодихарджо, Арсвендо Атмовилото, Джоколелоно, С. Иесманиасита, Мурьялелана.