Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УКРАИ́НКА ЛЕСЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 758

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




УКРАИ́НКА Ле­ся (псевд., наст. имя и фам. Ла­ри­са Пет­ров­на Ко­сач) [13(25).2.1871, Но­во­град-Во­лын­ский – 19.7(1.8).1913, Су­ра­ми, Гру­зия], укр. пи­са­тель­ни­ца. Ро­ди­лась в дво­рян­ской се­мье; по­лу­чи­ла до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние. Пер­вое сти­хо­тво­ре­ние опуб­ли­ко­ва­ла в 1884. При­ни­ма­ла дея­тель­ное уча­стие в ре­во­люц. борь­бе, бы­ла аре­сто­ва­на; на­хо­ди­лась под по­ли­цей­ским над­зо­ром. Во Льво­ве вы­шли по­этич. сб-ки: «На крыль­ях пе­сен» («На кри­лах пiсень», 1893), «Ду­мы и меч­ты» («Ду­ми i мрiї», 1899), «От­зву­ки» («Вiд­гуки», 1902), от­ме­чен­ные ре­во­люц. на­строе­ния­ми и от­ли­чаю­щие­ся раз­но­об­ра­зи­ем рит­ми­ки и стро­фи­ки, бо­гат­ст­вом лек­си­ки и по­этич. форм. Ав­тор по­эм «Ро­берт Брюс, ко­роль шот­ланд­ский» («Ро­берт Брюс, ко­роль шот­ландсь­кий», 1894), «Ста­рая сказ­ка» («Дав­няя каз­ка», 1896), «Изоль­да Бе­ло­ру­кая» (1913). В сер. 1890-х гг. об­ра­ти­лась к дра­ма­тургии; пер­вая дра­ма – «Го­лу­бая ро­за» («Бла­кит­на тро­ян­да», созд. в 1896, опубл. в 1908), на­прав­ле­на про­тив эт­но­гра­физ­ма, при­су­ще­го укр. дра­ма­тур­гии тех лет. Дра­ма­тич. по­эмы на ис­то­рич. и ми­фо­ло­гич. сю­же­ты «Одер­жи­мая» («Одер­жи­ма», 1901), «Ва­ви­лон­ский плен» («Вавiлонський по­лон», созд. в 1903, опубл. в 1908), «На руи­нах» («На руї­нах», созд. в 1904, опубл. в 1908), «В ка­та­ком­бах» (1905) про­ник­ну­ты ак­ту­аль­ной для нач. 20 в. про­бле­ма­ти­кой (про­тест про­тив по­кор­но­сти и сми­ре­ния, при­зы­вы к борь­бе с ти­ра­ни­ей и др.). На ос­но­ве во­лын­ско­го фольк­ло­ра – дра­ма­тич. фее­рия о люб­ви «Лес­ная пес­ня» («Лi­сова пiсня», созд. в 1912, пост. в 1918; ба­лет на муз. М. А. Ско­руль­ско­го, 1936, пост. в 1946; опе­ра на муз. В. Д. Ки­рей­ко, 1957; эк­ра­ни­за­ция в 1961), во­пло­тив­шая про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду творч. уст­рем­ле­ния­ми че­ло­ве­ка и буд­нич­ной ре­аль­но­стью. Ори­ги­наль­ная трак­тов­ка об­раза Дон Жуа­на в дра­ме «Ка­мен­ный хо­зя­ин» («Камiнний гос­по­дар», 1912); про­тест про­тив ве­ли­ко­дер­жав­но­го шо­ви­низ­ма – в дра­ма­тич. по­эме «Ор­гия» (1913). Сре­ди др. со­чи­не­ний: лит.-кри­тич. ста­тьи («Ма­ло­рус­ские пи­са­те­ли на Бу­ко­ви­не», 1900; «Но­вей­шая об­ще­ст­вен­ная дра­ма», 1901; «Уто­пия в бел­лет­ри­сти­ке», 1906; и др.), пе­ре­во­ды (в т. ч. Г. Гей­не, В. Гю­го, Дж. Бай­ро­на, Ф. Шил­ле­ра, А. Миц­ке­ви­ча). Имя пи­са­тель­ни­цы но­сит Нац. ака­де­мич. те­атр рус. дра­мы в Кие­ве.

Соч.: Собр. соч.: В 4 т. М., 1956–1957; Зiбран­ня творiв. Київ, 1975–1979. Т. 1–12; Избр. про­из­ве­де­ния. Л., 1979.

Лит.: Дейч А. Л. Ук­ра­ин­ка. 2-е изд. М., 1954; Бабишкiн О. К. Драматургiя Л. Українки. Київ, 1963; Л. Ук­ра­ин­ка в вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков. М., 1971; Виш­невсь­ка Н. Ліри­ка Л. Українки. Текстологічне дослід­жен­ня. Київ, 1976; Кулінська Л. Про­за Л. Україн­ки. Київ, 1976; Агеєва В. По­ете­са зла­му ти­ся­чоліть. Творчість Л. Українки в пост­мо­дер­ній інтерпретації. Київ, 2001; Кос­тен­ко А. I. Л. Українка. Київ, 2006.

Вернуться к началу