Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УА́ЙЛДЕР ТОРНТОН НИВЕН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 640

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский

УА́ЙЛДЕР (Wilder) Торн­тон Ни­вен (Най­вен) (17.4.1897, Ма­ди­сон, штат Вис­кон­син – 7.12.1975, Хам­ден, штат Кон­нек­ти­кут), амер. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье жур­на­ли­ста. Во вре­мя 1-й и 2-й ми­ро­вых войн слу­жил в ар­мии США. Окон­чил Йель­ский (1920) и Прин­стон­ский (1925) ун-ты. Пре­по­да­вал лит-ру в амер. ун-тах. Де­бю­ти­ро­вал ро­ма­ном «Каб­ба­ла» («The cabala», 1926, рус. пер. 1998). В цен­тре твор­че­ст­ва У. – раз­мыш­ле­ния о веч­ных и уни­вер­саль­ных за­ко­нах че­ло­ве­че­ской при­ро­ды, диа­лек­ти­ке до­б­ра и зла; ха­рак­тер­ны за­им­ст­во­ва­ние и пе­ре­ра­бот­ка из­вест­ных сю­же­тов, об­ра­ще­ние к от­да­лён­ным эпо­хам: ро­ма­ны «Мост ко­ро­ля Лю­до­ви­ка Свя­то­го» («The bridge of San Luis Rey», 1927; Пу­лит­це­ров­ская пр., 1928; рус. пер. 1971), где дей­ст­вие про­ис­хо­дит в Бра­зи­лии 18 в.; «Жен­щи­на с Ан­д­ро­са» («The woman of Andros», 1930) из эпо­хи эл­ли­низ­ма. Ин­те­рес к про­бле­мам сред­не­го аме­ри­кан­ца, под­чёрк­ну­тое вни­ма­ние к тра­диц. нравств. цен­но­стям, го­тов­ность к экс­пе­ри­мен­ту, в т. ч. близ­ко­му мо­дер­ни­ст­ской эс­те­ти­ке, от­ли­ча­ют ро­ма­ны «Не­бо – моя оби­тель» («Heaven’s my destination», 1934, рус. пер. 1990), а так­же пье­сы «Наш го­ро­док» («Our town», 1938, рус. пер. 1979), «На во­ло­сок от ги­бе­ли» («The skin of our teeth», 1942; Пу­ли­тце­ров­ская пр., 1943; рус. пер. 1970). Ав­тор ис­то­рич. ро­ма­на о по­след­них днях Гая Юлия Це­за­ря «Мар­тов­ские иды» («The ides of March», 1948, рус. пер. 1981), мас­штаб­но­го эпич. ро­ма­на «День вось­мой» («The eighth day», 1967, рус. пер. 1976), сен­ти­мен­таль­но-на­зи­дат. с эле­мен­та­ми ав­то­био­гра­физ­ма ро­ма­на «Тео­фил Норт» («Theo­philus North», 1973, рус. пер. 1977), либ­рет­то опе­ры «Дол­гий ро­ж­де­ст­вен­ский обед» («The long Christmas dinner», 1960–61, комп. П. Хин­де­мит), сце­на­рия филь­ма «Тень со­мне­ния» [«Shadow of a doubt», 1943 (со­авт.); реж. А. Хич­кок] и др.

Соч.: Ан­гел, воз­му­тив­ший во­ды, и дру­гие пье­сы. М., 2005; Three plays. N. Y., 2007; The selected letters. N. Y., 2008.

Лит.: Walsh C. Th. Wilder: А reference guide, 1926–1990. N. Y., 1993; Konkle L. Th. Wilder and the puritan narrative tradition. Columbia, 2006; Niven P. Th. Wilder: A life. N. Y., 2012; Фрид­штейн Ю. Г. Т. Уайл­дер: Био­биб­лио­гра­фи­чес­кий указ. М., 1984.

Вернуться к началу