Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТО́РРЕС НАА́РРО

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 310

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Степанова

ТО́РРЕС НАА́РРО (Torres Naharro) Бар­то­ло­ме де (ок. 1485, Тор­ре-де-Ми­гель-Сес­ме­ро, пров. Ба­да­хос – ок. 1530, Рим), исп. дра­ма­тург, по­эт. Био­гра­фич. све­дения скуд­ны, пред­по­ло­жи­тель­но учил­ся в Са­ла­манк­ском ун-те, жил в Ва­лен­сии и/или Се­ви­лье, слу­жил сек­ре­та­рём. Во вре­мя пу­те­ше­ст­вия по­пал в плен к пи­ра­там. С 1508 (или с 1511) жил в Ри­ме и в Не­апо­ле, стал свя­щен­ни­ком. Ис­пы­тал силь­ное влия­ние идей Эраз­ма Рот­тер­дам­ско­го. По­лу­чил из­вест­ность как ав­тор сти­хо­тво­ре­ний и пьес, объ­е­ди­нён­ных в сб. «Про­пал­ла­дия» («Propalla­dia» – «В честь Афи­ны Пал­ла­ды», изд. в 1517), пре­ди­сло­вие к ко­то­ро­му ста­ло од­ним из зна­чит. дра­ма­тур­гич. ма­ни­фе­стов исп. Воз­ро­ж­де­ния. От­вер­гая по­этич. прин­ци­пы Ари­сто­те­ля, от­стаи­вал прин­цип сме­ше­ния в пье­сах тра­гич. и ко­мич. на­чал, от­ка­зы­вал­ся от их де­ле­ния на «вы­со­кие» и «низ­кие», вы­де­ляя «ко­ме­дии вы­мыс­ла» (comedias á fantasía), ос­но­ван­ные на ин­три­ге и став­шие про­об­ра­зом «ко­ме­дии пла­ща и шпа­ги», и «бы­то­вые ко­ме­дии» (comedias á noticia), ха­рак­те­ри­зую­щие­ся бы­то­пи­са­тель­ст­вом и са­ти­рич. па­фо­сом. Сре­ди соз­дан­ных им ко­ме­дий пер­во­го ти­па: «Се­ра­фи­на» («Se­rafina», 1508?), «Ха­син­то» («Jacinto», 1514 или 1515), «Име­нео» («Himenea», 1516), «Тро­фей» («Trofea», 1514?), вто­ро­го – «Сол­дат­чи­на» («Soldadesca», 1510?), «В люд­ской» («Tinellaria», ок. 1513). Твор­че­ст­во Т. Н. ока­за­ло влия­ние на исп. те­атр ба­рок­ко.

Соч.: Obra completa. Madrid, 1994; Teatro completo. Madrid, 2013.

Лит.: Stathatos C. C. B. de Torres Naharro: a bibliography (1517–2003). Kassel, 2004.

Вернуться к началу