Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕРЕ́К ЖОРЖ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 631

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Кислов

ПЕРЕ́К (Perec) Жорж (7.3.1936, Па­риж – 3.3.1982, Ив­ри-сюр-Сен), франц. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье польск. ев­ре­ев, ра­но оси­ро­тел. В 1954 слу­шал лек­ции в Сор­бон­не. В 1961–78 ра­бо­тал в На­циональном цен­тре на­уч. ис­сле­до­ва­ний. С 1967 член экс­пе­рим. объ­е­ди­не­ния пи­са­те­лей и ма­те­ма­ти­ков OULIPO. Пер­вый опуб­ли­ко­ван­ный ро­ман П. – «Ве­щи» («Les Choses», 1965, рус. пер. 1967) о ме­ха­низ­мах «ве­щиз­ма» об­ще­ст­ва по­треб­ле­ния. Про­ни­зан­ный не­при­яти­ем ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти и пре­ло­мив­ший влия­ние Ф. Каф­ки ро­ман «Че­ло­век, ко­то­рый спит» («Un homme qui dort», 1967, рус. пер. 2006; эк­ра­ни­за­ция ав­то­ра в со­труд­ни­че­ст­ве с Б. Ке­за­ном – 1974) – ос­мыс­ле­ние лич­но­го опы­та и од­но­вре­мен­но ма­ни­фест це­ло­го по­ко­ле­ния. Бур­ле­ск­ный рас­сказ о при­зы­ве на во­ен. служ­бу «Что за ма­лень­кий ве­ло­си­пед с хро­ми­ро­ван­ным ру­лём в глу­би­не дво­ра?» («Quel petit vélo а̀ guidon chromé au fond de la cour?», 1966) вы­явил при­стра­стие П. к иг­ре со сло­вом. Экс­пе­ри­мен­том от­ме­че­ны аб­сур­ди­ст­ский ро­ман «Ис­че­за­ние» («La Disparition», 1969, рус. пер. 2005), в ко­то­ром ни ра­зу не встре­ча­ет­ся наи­бо­лее упот­ре­бит. бу­к­ва франц. ал­фа­ви­та – «е», и эро­тич. по­весть-фан­та­зия «Пре­ве­де­нее» («Les Re­venentes», 1972), где ис­поль­зо­ва­ны ис­клю­чи­тель­но сло­ва, вклю­чаю­щие бу­к­ву «е». Тра­ге­дии хо­ло­ко­ста по­свя­щён ав­то­био­гра­фич. про­ект П.: кни­ги ме­муа­ров «Я вспо­ми­наю» («Je me souviens», 1978) и «Рас­ска­зы с Эл­лис-Ай­ленд» («Récits d’Ellis Island», 1980), а так­же ро­ман-ан­ти­уто­пия «W или вос­по­ми­на­ние дет­ст­ва» («W ou le souvenir d’enfance», 1975, рус. пер. 2002), в ко­то­ром фраг­мен­ты до­ку­мен­таль­но­го по­ве­ст­во­ва­ния че­ре­ду­ют­ся с ис­то­ри­ей вы­мыш­лен­но­го то­та­ли­тар­но­го об­ще­ст­ва, по­стро­ен­но­го на куль­те спор­та. Наи­бо­лее зна­чит. со­чи­не­ние, от­ра­зив­шее мно­го­об­раз­ные творч. по­ис­ки П., – ро­ман «Жизнь: спо­соб упот­реб­ле­ния» («La Vie: mode d’emploi», 1978, рус. пер. 2009), где за внеш­ней иро­нич­но­стью и па­ро­дий­но­стью про­сту­па­ет тра­гич. ми­ро­ощу­ще­ние ав­то­ра. Сре­ди др. со­чи­не­ний: по­весть «Кун­ст­ка­ме­ра» («Un cabinet d’amateur», 1979, рус. пер. 2001), сб. но­велл «Зим­нее пу­те­ше­ст­вие» («Le Voyage d’hiver», 1993, рус. пер. 1999); фи­лос.-со­цио­ло­гич. эс­се «Про­сто про­стран­ст­ва» («Espèces d’espaces», 1974, рус. пер. 2012) и «Ду­мать, клас­си­фи­ци­ро­вать» («Penser, classer», 1985, рус. пер. 2012).

Соч.: Romans et récits. P., 2002; Entretiens et conférences. P., 2003. Vol. 1–2.

Лит.: Motte W. F. The poetics of experiment: a study of the work of G. Perec. Lexington, 1984; Burgelin C. G. Perec. Р., 1990; Bel­los D. G. Perec: A life in words. Boston, 1993; Magné B. G. Perec. P., 1999; Motte W. F., Poucel J.-J. Pereckonings: reading G. Perec. New Haven, 2004; Corcos M. Penser la mélan­colie: une lecture de G. Perec. Р., 2005; Ж. Пе­рек и ком­би­на­тор­ная ли­те­ра­ту­ра // Но­вое ли­те­ра­тур­ное обо­зре­ние. 2010. № 106.

Вернуться к началу