Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАНЬО́ЛЬ МАРСЕЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 245

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. А. Чекалов

ПАНЬО́ЛЬ (Pagnol) Мар­сель (28.2.1895, Обань, близ Мар­се­ля – 18.4.1974, Па­риж; по­хо­ро­нен в Мар­се­ле), франц. пи­са­тель, сце­на­рист, ки­но­ре­жис­сёр, чл. Франц. ака­де­мии (с 1946). Из се­мьи учи­те­ля. Окон­чил Ун-т Экс-ан-Про­ван­са (1916). Ра­бо­тал пре­по­да­ва­те­лем в учеб­ных за­ве­де­ни­ях Про­ван­са (1917–21) и Па­ри­жа (1922–27). В 1932 уч­ре­дил собств. ки­но­ком­па­нию. Де­бю­ти­ро­вал как по­эт в 1910. В 1921 вы­шел ро­ман П. «Тем­но­гла­зая де­воч­ка» («La petite fille aux yeux som­bres»). Пер­вой по­став­лен­ной пье­сой П. стал во­де­виль «Дя­дюш­ка, или Жо­зеф стре­мит­ся со­хра­нить це­ло­муд­рие» («Ton­ton, ou Joseph veut rester pur», пост. в 1923). Боль­шой ус­пех сни­ска­ла ко­ме­дия ха­рак­те­ров «Ма­ри­ус» («Marius», пост. в 1929, опубл. в 1931; рус. пер. 1960; эк­ра­ни­за­ция А. Кор­да – 1931), а так­же са­ти­рич. ко­ме­дия «То­паз» («To­paze», пост. в 1926, опубл. в 1930; рус. пер. 1930; три­ж­ды эк­ра­ни­зи­ро­ва­на, в т. ч. два­ж­ды са­мим ав­то­ром – в 1936 и 1951). Боль­шин­ст­во про­за­ич. со­чи­не­ний П. но­сит ав­то­био­гра­фич. ха­рак­тер: тет­ра­ло­гия «Вос­по­ми­на­ния дет­ст­ва» («Sou­venirs d’en­fan­ce»), ку­да во­шли ро­ма­ны «Сла­ва мо­е­го от­ца» («La gloire de mon père»), «За­мок мо­ей ма­те­ри» («Le château de ma mère», оба 1957; эк­ра­ни­за­ция И. Ро­бе­ра – 1990), «По­ра тайн» («Le temps des secrets», 1960, эк­ра­ни­за­ция Т. Ша­бе­ра – 2007) и «По­ра люб­ви» («Le temps des amours», не за­вер­шён; опубл. в 1977; экра­ни­за­ция Ша­бе­ра – 2007); ди­ло­гия «Во­да с хол­мов» («L’eau des collines», 1963; эк­ра­ни­за­ция К. Бер­ри – 1986), со­стоя­щая из ро­ма­нов «Жан де Фло­ретт» («Jean de Florette») и «Ма­нон ис­точ­ни­ков» («Manon des sources», на ос­но­ве сце­на­рия сня­то­го П. в 1953 од­но­им. филь­ма). Сре­ди др. со­чи­не­ний: ки­но­сце­на­рии, в т. ч. ф. «Тар­та­рен из Та­ра­ско­на» (по по­вес­ти А. До­де, 1934, реж. Р. Бер­нар). Как ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал ф. «Зять гос­по­ди­на Пу­а­рье» (1933); снял один из пер­вых во Фран­ции цвет­ных филь­мов – «Пре­крас­ная мель­ни­чи­ха» (1948; о Ф. Шу­бер­те) и др.

Соч.: Œuvres complètes. P., 1995. Vol. 1–3.

Лит.: Castans R. M. Pagnol. P., 1991; Bens J. Pagnol. P., 1994; Beylie C. M. Pagnol ou le cinéma en liberté. P., 1995; Jélot-Blanc J.-J. Pagnol inconnu. [P.], 2011.

Вернуться к началу