Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НО́РВИД ЦИПРИАН КАМИЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 23. Москва, 2013, стр. 318

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: A. Б. Базилевский

НО́РВИД (Norwid) Ци­при­ан Ка­миль (24.9.1821, име­ние Ляс­ко­во-Глу­хы Ма­зо­вец­ко­го вое­вод­ст­ва – 23.5.1883, Па­риж), польск. пи­са­тель, гра­фик, жи­во­пи­сец, скульп­тор. Из обед­нев­ше­го дво­рян­ско­го ро­да. Ра­но оси­ро­тел. С 1842 за гра­ни­цей; учил­ся вая­нию в Гер­ма­нии и Ита­лии; жил в Брюс­се­ле, Нью-Йор­ке, Лон­до­не, Па­ри­же; с 1855 в ста­ту­се по­ли­тич. эмиг­ран­та. Умер в бла­го­тво­рит. при­юте.

Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти в 1840. Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель польск. ро­ман­тиз­ма; б. ч. лит. на­сле­дия опуб­ли­ко­ва­на по­смерт­но, мно­гое уте­ря­но. В твор­че­ст­ве Н. пре­об­ла­да­ет реф­лек­сия о судь­бе лич­но­сти и куль­ту­ры в ис­то­рии. Путь че­ло­ве­че­ст­ва Н. ин­тер­пре­ти­ро­вал в ду­хе ка­то­лич. про­ви­ден­циа­лиз­ма; в со­ци­аль­ных яв­ле­ни­ях ис­кал сим­во­лич. смысл, вы­ра­жая его в сво­бод­но-ас­со­циа­тив­ной фор­ме, не чуж­дой на­зи­да­тель­но­сти. Ос­но­ван­ный на ино­ска­за­нии, иро­нии, кон­тра­сте но­ва­тор­ский ин­тел­лек­ту­аль­но-экс­прес­сив­ный стиль Н. на­сы­щен эл­лип­си­са­ми, ар­ха­из­ма­ми и нео­ло­гиз­ма­ми. Не­ко­то­рые осо­бен­но­сти его ли­ри­ки (об­ра­ще­ние к бе­ло­му сти­ху, при­ё­му умол­ча­ния) пред­вос­хи­ти­ли ис­ка­ния франц. сим­во­ли­стов. Ав­тор по­этич. цик­ла «Vade mecum» (соч. 1848–66, час­тич­но изд. в 1901, пол­ностью в 1947, рус. пер. 2002), фи­лос. по­эм «Про­ме­ти­ди­он» («Promethidion», 1851), «Ас­сун­та» («As­sunta», соч. 1870, изд. в 1908), «A Dorio ad Phrygium» (соч. 1871, изд. в 1915), ал­ле­го­рич. дра­мы «Зво­лён» («Zwolon», 1851, пост. в 1925), мис­те­рий «Ван­да» («Wanda», соч. 1851, изд. в 1902, пост. в 1928), «Кра­кус» («Krakus», 1851, изд. в 1863, пост. в 1908), тра­ге­дий «За ку­ли­са­ми» («Za kulisami», соч. 1865–66, изд. в 1912, пост. в 1946), «Кле­о­пат­ра» («Kleo­patra», соч. 1870–78, изд. в 1901, пост. в 1933), ко­ме­дии «Пер­стень ве­ли­ко­свет­ской да­мы» («Pierścień Wielkiejdamy», соч. 1872, изд. в 1933, пост. в 1936), новелл «Ци­ви­ли­за­ция» («Cy­wi­lizacja», 1862, рус. пер. 1988), «Ad leones!» (соч. 1883, изд. в 1901, рус. пер. 1988), эс­те­тич. трак­та­та «Мол­ча­ние» («Milczenie», соч. 1882, изд. в 1902, рус. пер. 2002) и др. Пе­ре­во­дил Дан­те, У. Шек­спи­ра, Дж. Бай­ро­на; ос­та­вил об­шир­ную пе­ре­пис­ку.

Из ху­дож. и скульп­тур­но­го на­сле­дия Н. со­хра­ни­лась лишь не­боль­шая часть гра­фич. ра­бот, ак­ва­ре­лей, ак­ва­фор­тов и ли­то­гра­фий в рус­ле позд­не­го клас­си­циз­ма, а так­же брон­зо­вый ме­даль­он по­эта З. Кра­синь­ско­го.

Соч.: Pisma wszystkie. Warsz., 1971–1976. T. 1–11; Сти­хо­тво­ре­ния. М., 1972; Nowy wy­bor poezji. Warsz., 1996; Пи­лиг­рим, или По­след­няя сказ­ка: Сти­хо­тво­ре­ния, по­эмы, про­за. М., 2002; Dzieła wszystkie. Lublin, 2007–. T. 1–17–.

Лит.: Borowy W. O Norwidzie. Warsz., 1960; Nowe studia o Norwidzie. Warsz., 1961; По­ля­ков М. Я. Ли­ри­ка Нор­ви­да // По­ля­ков М. Я. Це­на про­ро­че­ст­ва и бун­та: о по­эзии XIX в.: про­бле­мы по­эти­ки и ис­то­рии. М., 1975; Go­mulicki J. W. C. Norwid: Przewodnik po życiu i twórczości. Warsz., 1976; Studia Norwidiana. Lublin, 1983–2008. T. 1–26; Inglot M. C. Nor­wid. W., 1991; Jeżowski M. Słownik rymów C. Norwida. Lublin, 1998; Sudolski Z. Norwid. Warsz., 2003; Kalendarz życia i twórczości C. Norwida. Poznań, 2007. T. 1–3.

Вернуться к началу