НО́РВИД ЦИПРИАН КАМИЛЬ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НО́РВИД (Norwid) Циприан Камиль (24.9.1821, имение Лясково-Глухы Мазовецкого воеводства – 23.5.1883, Париж), польск. писатель, график, живописец, скульптор. Из обедневшего дворянского рода. Рано осиротел. С 1842 за границей; учился ваянию в Германии и Италии; жил в Брюсселе, Нью-Йорке, Лондоне, Париже; с 1855 в статусе политич. эмигранта. Умер в благотворит. приюте.
Дебютировал в печати в 1840. Крупнейший представитель польск. романтизма; б. ч. лит. наследия опубликована посмертно, многое утеряно. В творчестве Н. преобладает рефлексия о судьбе личности и культуры в истории. Путь человечества Н. интерпретировал в духе католич. провиденциализма; в социальных явлениях искал символич. смысл, выражая его в свободно-ассоциативной форме, не чуждой назидательности. Основанный на иносказании, иронии, контрасте новаторский интеллектуально-экспрессивный стиль Н. насыщен эллипсисами, архаизмами и неологизмами. Некоторые особенности его лирики (обращение к белому стиху, приёму умолчания) предвосхитили искания франц. символистов. Автор поэтич. цикла «Vade mecum» (соч. 1848–66, частично изд. в 1901, полностью в 1947, рус. пер. 2002), филос. поэм «Прометидион» («Promethidion», 1851), «Ассунта» («Assunta», соч. 1870, изд. в 1908), «A Dorio ad Phrygium» (соч. 1871, изд. в 1915), аллегорич. драмы «Зволён» («Zwolon», 1851, пост. в 1925), мистерий «Ванда» («Wanda», соч. 1851, изд. в 1902, пост. в 1928), «Кракус» («Krakus», 1851, изд. в 1863, пост. в 1908), трагедий «За кулисами» («Za kulisami», соч. 1865–66, изд. в 1912, пост. в 1946), «Клеопатра» («Kleopatra», соч. 1870–78, изд. в 1901, пост. в 1933), комедии «Перстень великосветской дамы» («Pierścień Wielkiejdamy», соч. 1872, изд. в 1933, пост. в 1936), новелл «Цивилизация» («Cywilizacja», 1862, рус. пер. 1988), «Ad leones!» (соч. 1883, изд. в 1901, рус. пер. 1988), эстетич. трактата «Молчание» («Milczenie», соч. 1882, изд. в 1902, рус. пер. 2002) и др. Переводил Данте, У. Шекспира, Дж. Байрона; оставил обширную переписку.
Из худож. и скульптурного наследия Н. сохранилась лишь небольшая часть графич. работ, акварелей, аквафортов и литографий в русле позднего классицизма, а также бронзовый медальон поэта З. Красиньского.