Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЫ́МСКО-ТАТА́РСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 169

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




КРЫ́МСКО-ТАТА́РСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, ли­те­ра­ту­ра крым­ских та­тар. За­ро­ди­лась в пе­ри­од Крым­ско­го юр­та Зо­ло­той Ор­ды (13–15 вв.) в рам­ках об­щей для тюрк. на­ро­дов древ­ней лит-ры. В пе­ри­од Крым­ско­го хан­ст­ва (15–18 вв.) скла­ды­ва­ет­ся т. н. двор­цо­вая лит-ра, ори­ен­ти­ро­ван­ная на тра­ди­ции араб. и перс. ли­те­ра­тур и от­ли­чав­шая­ся вы­чур­ным язы­ком, оби­ли­ем ко­ра­ни­че­ских ре­ми­нис­цен­ций, ди­дак­тич­но­стью: твор­че­ст­во по­этов Га­зи-Ге­рая (со­б­ра­ние са­тир и од «Ро­за и со­ло­вей»), Дос­мам­бе­та Азов­ско­го (оба 16 в.), Ашик Уме­ра (сб. «Ди­ван», 17 в.), Джан­му­хам­ме­да (по­эма «Се­фер­на­ме», 17 в.), ис­то­рич. соч. «Семь пла­нет» Сеи­да Му­хам­ме­да Ри­зы (18 в.). В сер. 19 – нач. 20 вв. К.-т. л. на­хо­ди­лась под влия­ни­ем идей пан­тюр­киз­ма (пи­са­те­ли, объ­еди­нив­шие­ся во­круг про­све­ти­те­ля Гас­прин­ско­го); с кон. 19 в. на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся лит. крым­ско-та­тар­ский язык.

Алфавит крымско-татарского языка.

С ус­та­нов­ле­ни­ем в Кры­му сов. вла­сти на­чал­ся но­вый этап в ис­то­рии К.-т. л. В пер­вые го­ды пре­об­ла­да­ла по­эзия, про­ник­ну­тая па­фо­сом строи­тель­ст­ва но­вой жиз­ни: твор­че­ст­во по­эта и учё­но­го Б. Чо­бан-за­де (сб. сти­хов «Бу­ран», 1928; сб. этю­дов «Крым­ско­та­тар­ская ли­те­ра­ту­ра но­вей­ше­го пе­рио­да», 1929), по­этов Э. Ше­мьи-за­де (по­эма «Днеп­рэль­стан», 1931, изд. 1935), М. Су­лейма­на (сб. «Си­ваш­ские вос­по­ми­на­ния», 1935), Ы. Ка­ды­ра, О. Ами­та и др. В 1930-е гг. под влия­ни­ем рус. лит-ры про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние дра­ма­тур­гии: пье­сы И. Тар­ха­на («На­сту­п­ле­ние», 1934), Ю. Бо­ла­та («Свадь­ба про­дол­жа­ет­ся», 1936; «Де­вуш­ка Ар­зы», 1937), С. Дже­те­ре («В ог­не», 1939); раз­ви­ва­ет­ся про­за: ро­ма­ны, по­вес­ти, рас­ска­зы Р. Тын­че­ро­ва, Ш. Аля­ди­на, А. Дер­менд­жи, У. Ип­чи и др. По­эзия 2-й пол. 20 в. пред­став­ле­на сб-ка­ми «Люб­лю те­бя, жизнь!» Р. Ха­ли­да (1964); «Бе­лые цве­ты» (1968), «Дни ог­не­вые» (1969) С. Эми­на; «Ор­ли­ный за­лёт» Э. Ше­мьи-за­де (1969), и др. За­мет­ны­ми яв­ле­ния­ми К.-т. л. ста­ли ро­ма­ны Бо­ла­та («Алим», ч. 1–2, 1940–80; «Ани­фе», 1969), Аля­ди­на («Ес­ли лю­бишь», 1961; «Фо­на­ри го­рят до рас­све­та», 1969; «При­гла­ше­ние на пир у дья­во­ла», 1979), Эми­на («Во­лею ро­ж­дён­ные», 1971); рас­ска­зы Э. Ами­та (сб. «Силь­ней люб­ви», 1973), А. Ос­ма­на (сб. «Зна­ко­мые гла­за», 1975). Про­зу кон. 20 – нач. 21 вв. пред­став­ля­ют по­вес­ти Т. Ха­ли­лова, Ш. Ра­ма­за­но­ва, Л. Аля­ди­но­вой; рас­ска­зы Р. Му­эди­на (сб. «За­бо­та ма­те­ри», 1995), Э. Уме­ро­ва, Г. Усей­но­вой и др. В по­ис­ках нац. иден­тич­но­сти пи­са­те­ли об­ра­ща­ют­ся к ис­то­рич. про­шло­му крым­ских та­тар, реа­ли­ям совр. жиз­ни, к внут­рен­не­му ми­ру че­ло­ве­ка; не­ред­ко в их про­из­ве­де­ни­ях от­ра­жа­ет­ся тя­го­те­ние к су­физ­му.

Лит.: Фа­зы­лов Р., На­га­ев С. Къы­рым­та­тар эде­бия­ты­нынъ та­ри­хы. Къыскъа бир на­зар. Сим­фе­ро­поль, 2001; Крымсь­кий А. Ли­те­ра­ту­ра крымсь­ких та­тар. Сiмферополь, 2003.

Вернуться к началу