КРЫ́МСКО-ТАТА́РСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЫ́МСКО-ТАТА́РСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература крымских татар. Зародилась в период Крымского юрта Золотой Орды (13–15 вв.) в рамках общей для тюрк. народов древней лит-ры. В период Крымского ханства (15–18 вв.) складывается т. н. дворцовая лит-ра, ориентированная на традиции араб. и перс. литератур и отличавшаяся вычурным языком, обилием коранических реминисценций, дидактичностью: творчество поэтов Гази-Герая (собрание сатир и од «Роза и соловей»), Досмамбета Азовского (оба 16 в.), Ашик Умера (сб. «Диван», 17 в.), Джанмухаммеда (поэма «Сефернаме», 17 в.), историч. соч. «Семь планет» Сеида Мухаммеда Ризы (18 в.). В сер. 19 – нач. 20 вв. К.-т. л. находилась под влиянием идей пантюркизма (писатели, объединившиеся вокруг просветителя Гаспринского); с кон. 19 в. начинает формироваться лит. крымско-татарский язык.
С установлением в Крыму сов. власти начался новый этап в истории К.-т. л. В первые годы преобладала поэзия, проникнутая пафосом строительства новой жизни: творчество поэта и учёного Б. Чобан-заде (сб. стихов «Буран», 1928; сб. этюдов «Крымскотатарская литература новейшего периода», 1929), поэтов Э. Шемьи-заде (поэма «Днепрэльстан», 1931, изд. 1935), М. Сулеймана (сб. «Сивашские воспоминания», 1935), Ы. Кадыра, О. Амита и др. В 1930-е гг. под влиянием рус. лит-ры происходит становление драматургии: пьесы И. Тархана («Наступление», 1934), Ю. Болата («Свадьба продолжается», 1936; «Девушка Арзы», 1937), С. Джетере («В огне», 1939); развивается проза: романы, повести, рассказы Р. Тынчерова, Ш. Алядина, А. Дерменджи, У. Ипчи и др. Поэзия 2-й пол. 20 в. представлена сб-ками «Люблю тебя, жизнь!» Р. Халида (1964); «Белые цветы» (1968), «Дни огневые» (1969) С. Эмина; «Орлиный залёт» Э. Шемьи-заде (1969), и др. Заметными явлениями К.-т. л. стали романы Болата («Алим», ч. 1–2, 1940–80; «Анифе», 1969), Алядина («Если любишь», 1961; «Фонари горят до рассвета», 1969; «Приглашение на пир у дьявола», 1979), Эмина («Волею рождённые», 1971); рассказы Э. Амита (сб. «Сильней любви», 1973), А. Османа (сб. «Знакомые глаза», 1975). Прозу кон. 20 – нач. 21 вв. представляют повести Т. Халилова, Ш. Рамазанова, Л. Алядиновой; рассказы Р. Муэдина (сб. «Забота матери», 1995), Э. Умерова, Г. Усейновой и др. В поисках нац. идентичности писатели обращаются к историч. прошлому крымских татар, реалиям совр. жизни, к внутреннему миру человека; нередко в их произведениях отражается тяготение к суфизму.