ЖЕ́СТА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЖЕ́СТА (франц. geste – деяние), героико-эпич. поэма (или цикл поэм) в ср.-век. франц. литературе. Сохранилось ок. 100 поэм, записанных в 11–14 вв. и исполнявшихся преим. менестрелями. Ж. обычно анонимны; их стиль основан на устойчивых формулах и клише, с характерными для устного текста повторами. Практически все памятники написаны 10- или 12-сложным стихом, первоначально – ассонансным (см. Ассонанс, 2-е значение), позднее – рифмованным. Структурная и семантич. единица Ж. – т. н. лесса, включающая от трёх до нескольких десятков стихов, объединённых одним ассонансом (рифмой) и содержащих миним. отрезок фабулы. Ж. повествуют о подвиге рыцаря, совершённом во славу короля и родины; мифологизир. историч. пространство Ж. – прежде всего эпоха правления Карла I Великого (кон. 8 – нач. 9 вв.). Традиционно корпус Ж. делится на ряд циклов. Поэмы «Королевской жесты» (цикл, где Карл выступает непосредств. участником событий) образуют связное повествование о происхождении рода Каролингов. Центр. место в цикле занимает история племянника Карла I Великого – Роланда, которому, помимо «Песни о Роланде» (самая ранняя из известных Ж.), посвящены поэмы «Роландин», «Песнь об Аспремонте» и др. В «Королевской жесте» полнее всего воплощён идеальный эпич. универсум, организованный вокруг фигуры мудрого государя и основанный на идее служения королю, родине и Богу. Наиболее упорядоченный цикл – «Жеста Гильома Оранжского», включающая ок. 25 поэм («Взятие Оранжа», «Нимская телега», «Отрочество Гильома» и др.); прототипом гл. героя считается граф Гильом Тулузский, двоюродный брат Карла I Великого. Для цикла характерно активное взаимодействие с агиографич. традицией. Герои цикла «Жеста Доона де Майанс» – мятежные бароны, враждующие не только между собой, но и с королями: Ожье Датчанин, Жирар Руссильонский и др. Самая знаменитая и пространная поэма цикла – «Рено де Монтобан» (др. назв. – «Четверо сыновей Эмона»). Кроме того, совр. исследователи выделяют «провинциальный» цикл, объединяющий в себе местные сказания и легенды; жесты крестовых походов и др.
На заключительной стадии Ж. развивалась почти параллельно с рыцарским романом и испытала его влияние; в 15 в. было создано ок. 50 прозаич. переработок жест.