Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́ВИЧ МИЛОРАД

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 19

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Мещеряков

ПА́ВИЧ (Павић) Ми­ло­рад (15.10.1929, Бел­град – 30.11.2009, там же), серб. пи­са­тель, ли­те­ра­ту­ро­вед, пе­ре­во­дчик, чл. Серб. ака­де­мии на­ук и ис­кусств (1991). Окон­чил Бел­град­ский ун-т (1954). Про­фес­сор Но­во­сад­ско­го (1977) и Бел­град­ско­го (1982) ун-тов, чл. Ко­ро­лев­ско­го со­ве­та при ди­на­стии Ка­ра­ге­ор­гие­ви­чей (1992). Пе­ча­тал­ся с 1954. От ин­тел­лек­ту­аль­ной по­эзии 1960-х – нач. 1970-х гг. [сб-ки «Па­лим­псе­сты» («Па­лим­псе­сти», 1967), «Лун­ный ка­мень» («Ме­се­чев ка­мен», 1971)] пе­ре­шёл к про­за­ич. со­чи­не­ни­ям в ду­хе по­стмо­дер­низ­ма. Ми­ро­вую из­вест­ность П. при­нёс соз­дан­ный в фор­ме трёх ми­ни-эн­цик­ло­пе­дий ро­ман-эс­се «Ха­зар­ский сло­варь» («Ха­зар­ски реч­ник», 1984, рус. пер. 1996), по­свя­щён­ный про­бле­ме пе­ре­хо­да ха­зар в хри­сти­ан­скую, му­сульм. и иу­дей­скую ве­ру, а так­же судь­бе ис­сле­до­ва­те­лей ха­зар­ско­го во­про­са в 17 и 20 вв. Пред­ло­жен­ный здесь прин­цип ак­тив­но­го со­уча­стия чи­та­те­ля в соз­да­нии лит. тек­ста на­шёл от­ра­же­ние в ро­ма­не «Пей­заж, на­ри­со­ван­ный ча­ем» («Пре­део сли­кан чаjем», 1988, рус. пер. 1998), ог­лав­ле­ние ко­то­ро­го по фор­ме на­по­ми­на­ет кросс­ворд, а гла­вы мо­гут чи­тать­ся как по го­ри­зон­та­ли, так и по вер­ти­ка­ли; в ос­но­ван­ном на ми­фо­ло­гич. сю­же­те «ро­ма­не-клеп­сид­ре» «Внут­рен­няя сто­ро­на вет­ра» («Унутрашња стра­на вет­ра», 1991, рус. пер. 1999), ко­то­рый мож­но чи­тать как с на­ча­ла, так и с кон­ца; в ро­ма­не «По­след­няя лю­бовь в Кон­стан­ти­но­по­ле» («Последњя љу­бав у Ца­ри­гра­ду», 1994, рус. пер. 1997), по­стро­ен­ном как по­со­бие по га­да­нию, по­зво­ляю­щее чи­та­те­лю уз­нать свою судь­бу, и др. Эзо­те­рич. про­бле­ма­ти­ка пред­став­ле­на в сб. «Звёзд­ная ман­тия» («Звез­да­ни плашт», 2000, рус. пер. 2001), где ка­ж­дый рас­сказ со­от­вет­ст­ву­ет оп­ре­де­лён­но­му зна­ку зо­диа­ка. Для твор­че­ст­ва П. ха­рак­тер­ны от­каз от вы­ра­жен­ной идео­ло­гич. по­зи­ции, ре­ин­тер­пре­та­ция и па­ро­ди­ро­ва­ние ми­фа, соз­да­ние собств. ми­фо­ло­гии; его про­из­ве­де­ния на­сы­ще­ны иро­ни­ей, сим­во­ли­кой, па­ра­док­са­ми, лит. ци­та­та­ми и ав­тор­ски­ми ком­мен­та­рия­ми. При­зна­вал се­бя че­ло­ве­ком пра­во­слав­ной куль­ту­ры, дек­ла­ри­ро­вал свою при­вер­жен­ность тра­ди­ци­ям, осо­бен­но эпо­хи ба­рок­ко. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: при­клю­ченч. ро­ман «Уни­каль­ный ро­ман» («Уни­кат», 2004, рус. пер. 2006), до­пус­каю­щий мно­го­образ­ные раз­вяз­ки; ин­те­рак­тив­ная дра­ма «Веч­ность и один день» («За­увек и дан ви­ше», 1993, по­став­ле­на во МХАТе им. А. П. Че­хо­ва в 2002), ос­но­ван­ная на сю­же­те из «Ха­зар­ско­го сло­ва­ря»; ис­сле­до­ва­ния по лит-ре серб. ба­рок­ко, клас­си­циз­ма, пред­ро­ман­тиз­ма, сим­во­лиз­ма; пе­ре­во­ды.

Соч.: Istorija srpske književnosti baroknogo doba (XVII i XVIII vek). Beograd, 1970; Из­бран­ное. СПб., 2002; Кро­вать для тро­их. М., 2003.

Лит.: Delić J. Hazarska prizma: tumačenje proze M. Pavića. Beograd, 1991; Михаjловић J. Биографиja и библиографиjа М. Павића. Бео­град, 1991; Пиjановић П. Павић. Бео­град, 1998; По­по­вић Р. Први пи­сац трећег миле­ниjа: жи­во­то­пис М. Павића. Бео­град, 2009; Павићеви па­лим­псе­сти. Баjина Баш­та, 2010.

Вернуться к началу