Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИШО́ АНРИ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 20. Москва, 2012, стр. 518

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Д. Гальцова

МИШО́ (Michaux) Ан­ри [24.5.1899, На­мюр – 19.10.1980, по др. дан­ным, 9 (или 19).10.1984, Па­риж], франц. по­эт, гра­фик и жи­во­пи­сец. По про­ис­хо­ж­де­нию бель­ги­ец; по­лу­чил франц. гра­ж­дан­ст­во в 1954. Ро­дил­ся в за­жи­точ­ной бур­жу­аз­ной се­мье, учил­ся в ие­зу­ит­ском кол­ле­же Сен-Ми­шель в Брюс­се­ле (1911–1917). В 1920 на­нял­ся мат­ро­сом, по­бы­вал в Сев. и Юж. Аме­ри­ке. С 1922 в Па­ри­же, где сбли­зил­ся с А. Бре­то­ном и др. сюр­реа­ли­ста­ми. По­этич. цикл «Слу­чай цир­ку­ляр­но­го бе­зу­мия» («Cas de folie circulaire», 1922) от­ра­зил влия­ние Лот­реа­мо­на. По­этич. сб-ки М. 1920–1950-х гг. сме­лой фан­та­сти­кой и гро­те­ском близ­ки аван­гар­диз­му, для них ха­рак­тер­но стрем­ле­ние к фи­лос. глу­би­не, «по­ис­ку не­из­ре­чен­ной пус­то­ты»: «Кем я был» («Qui je fus», 1927), «Ночь ше­ве­лит­ся» («La nuit remue», 1935), «Да­лё­кие внут­рен­ние про­стран­ст­ва» («Loin­tain intérieur», 1938), «Жизнь в ще­лях» («La vie dans les plis», 1949), «Ли­цом к за­со­вам» («Face aux verrous», 1954) и др. По­весть «Нек­то Плюм» («Plume», 1938) – в ду­хе Ф. Каф­ки. С 1925 М. ра­бо­тал как ху­дож­ник в раз­ных тех­ни­ках (ак­ва­рель, гу­ашь, гра­вю­ра, тушь). Пер­вая экс­по­зи­ция М. со­стоя­лась в Па­ри­же в 1937. Стрем­ле­ние за­пе­чат­леть по­гра­нич­ные со­стоя­ния соз­на­ния (в т. ч. эф­фек­ты от упот­реб­ле­ния мес­ка­ли­на) во­пло­ти­лось в кни­гах «Убо­гие чу­де­са» («Misérable miracle», 1956), «Взвих­рен­ный по­ток» («L’infini turbulent», 1957), «Зна­ком­ст­во по безд­нам» («Connaissan­ce par les gouffres», 1961), по­эзию и собств. ри­сун­ки М. Ос­мыс­ле­ние гал­лю­ци­но­ген­ной «ма­ги­че­ской» об­раз­но­сти пред­при­ня­ты им в кни­ге эс­се «Ве­ли­кие ис­пы­та­ния ду­ха с при­ло­же­ни­ем бес­чис­лен­ных ма­лых» («Les grandes épreuves de l’es­prit et les innombrables petites», 1966); ув­ле­че­ние пси­хо­ло­гич. экс­пе­ри­мен­та­ми на­шло от­ра­же­ние в кни­гах «По­яв­ле­ния, по­вто­ре­ния» («Emergences, rsurgences», 1972), «Аб­рис об­раза» («Par des traits», 1984) и др. Сре­ди про­из­ве­де­ний М. так­же: за­мет­ки, опи­сы­ваю­щие ре­аль­ные и вы­мыш­лен­ные пу­те­ше­ст­вия; ис­кус­ст­во­ведч. ра­бо­ты о вост. куль­ту­рах «Про­чте­ние вось­ми ли­то­гра­фий Чжао Уц­зы» («Lecture de huit lithographies de Zao Wou-Ki», 1950), «Пе­ре­хо­ды, 1937–1963» («Рassages, 1937–1963», 1963).

Соч.: По­эзия. Жи­во­пись. М., 1997; Œuvres com­plètes. P., 1998–2004. Vol. 1–3.

Лит.: Butor M. Improvisations sur H. Mi­chaux. [Montpellier], 1985; Фран­цуз­ская ли­те­ра­ту­ра. 1945–1990. М., 1995; Bäckström P. Le gro­tesque dans l’œuvre d’H. Michaux: qui cache son fou, meurt sans voix. P., 2007; Kürtös K. H. Michaux et le visuel – ekphrasis, mimésis, énergie. Bern, 2009; Royère A.-Ch. H. Mi­chaux: voix et imaginaire des signes. P., 2009.

Вернуться к началу