МИШО́ АНРИ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИШО́ (Michaux) Анри [24.5.1899, Намюр – 19.10.1980, по др. данным, 9 (или 19).10.1984, Париж], франц. поэт, график и живописец. По происхождению бельгиец; получил франц. гражданство в 1954. Родился в зажиточной буржуазной семье, учился в иезуитском коллеже Сен-Мишель в Брюсселе (1911–1917). В 1920 нанялся матросом, побывал в Сев. и Юж. Америке. С 1922 в Париже, где сблизился с А. Бретоном и др. сюрреалистами. Поэтич. цикл «Случай циркулярного безумия» («Cas de folie circulaire», 1922) отразил влияние Лотреамона. Поэтич. сб-ки М. 1920–1950-х гг. смелой фантастикой и гротеском близки авангардизму, для них характерно стремление к филос. глубине, «поиску неизреченной пустоты»: «Кем я был» («Qui je fus», 1927), «Ночь шевелится» («La nuit remue», 1935), «Далёкие внутренние пространства» («Lointain intérieur», 1938), «Жизнь в щелях» («La vie dans les plis», 1949), «Лицом к засовам» («Face aux verrous», 1954) и др. Повесть «Некто Плюм» («Plume», 1938) – в духе Ф. Кафки. С 1925 М. работал как художник в разных техниках (акварель, гуашь, гравюра, тушь). Первая экспозиция М. состоялась в Париже в 1937. Стремление запечатлеть пограничные состояния сознания (в т. ч. эффекты от употребления мескалина) воплотилось в книгах «Убогие чудеса» («Misérable miracle», 1956), «Взвихренный поток» («L’infini turbulent», 1957), «Знакомство по безднам» («Connaissance par les gouffres», 1961), поэзию и собств. рисунки М. Осмысление галлюциногенной «магической» образности предприняты им в книге эссе «Великие испытания духа с приложением бесчисленных малых» («Les grandes épreuves de l’esprit et les innombrables petites», 1966); увлечение психологич. экспериментами нашло отражение в книгах «Появления, повторения» («Emergences, résurgences», 1972), «Абрис образа» («Par des traits», 1984) и др. Среди произведений М. также: заметки, описывающие реальные и вымышленные путешествия; искусствоведч. работы о вост. культурах «Прочтение восьми литографий Чжао Уцзы» («Lecture de huit lithographies de Zao Wou-Ki», 1950), «Переходы, 1937–1963» («Рassages, 1937–1963», 1963).