КУ́РОЧКИН ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУ́РОЧКИН Василий Степанович [28.7(9.8).1831, С.-Петербург – 15(27).8.1875, там же], рус. поэт, переводчик, публицист. Сын крестьянина-вольноотпущенника, выслужившего потомств. дворянство. Учился в 1-м кадетском корпусе в С.-Петербурге; в 1846 поступил в Дворянский полк, где познакомился с Д. Д. Минаевым. Дебютировал в печати стихотворением по случаю юбилея вел. кн. Михаила Павловича (1848). Был гренадерским офицером; выйдя в отставку (1853), определился на гражд. службу, которую оставил в 1856. В 1857–1858 вёл периодич. фельетонное обозрение в газ. «Санкт-Петербургские ведомости». В 1859 основал и редактировал (до 1865 совм. с художником-карикатуристом Н. А. Степановым) сатирич. ж. «Искра». В 1861 за границей встречался с А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым. Вступил в об-во «Земля и воля» 1860-х гг.; в 1862 стал одним из его руководителей. В 1866 арестован в связи с покушением Д. В. Каракозова на имп. Александра II; ок. 3 мес провёл в Петропавловской крепости.
Блестящий поэт сатирич. направления, К. испытал влияние Н. А. Некрасова, продолжив начатую им линию освоения нового для поэзии «непоэтического» материала. С творчеством К. связано зарождение в России сатирич. публицистич. поэзии, мгновенно откликавшейся на злободневные политич. и лит. проблемы: мн. стихотворения первоначально были органической частью его статей и фельетонов. Для создания комич. эффекта К. иронически использовал известные лит. произведения как «оболочку» для пародии или фельетона [«Два скандала (Сцена из комедии "Горе от ума", разыгранная в 1862 году)», 1862; «Новый Пантелей-целитель (Подражание старому "Пантелею-целителю" графа А. К. Толстого)», 1875, и др.]; прибегал к цитатам, помещая их в контекст, по смыслу противоположный первоначальному; давал стихам пародийные подзаголовки – «элегия», «идиллия», «легенда», контрастирующие с их содержанием; обращался к приёму «маски», повествуя от имени подставного лица («Письмо об России Фукидзи-Жен-Ициро к другу его Фукуте-Чао-Цее-Цию», 1862). Язык остроумных и язвительных стихов К. интонационно и лексически максимально приближен к разговорному: «Ни в мать, ни в отца» (1853), «Двуглавый орёл» (1857), «Знаки препинания», «Жалоба чиновника» (оба 1859), «Идеальная ревизия», «Дилетантизм в литературе», «Дилетантизм в науке» (все 1860) и др.
Широкую известность К. принесли переводы П. Ж. Беранже, объединённые в 1858 в сб. «Песни Беранже». Тексты Беранже К. нередко перерабатывал, актуализируя и приближая к реалиям рус. жизни («Навуходоносор», «Господин Искариотов», «Кукольная комедия», «Соловьи», «Сон бедняка» и др.). Многие из них, насыщенные разг. оборотами и каламбурами, воспринимались как оригинальные рус. произведения. Некоторые стихи К. положены на музыку А. С. Даргомыжским («Мчит меня в твои объятья», «Старый капрал», «В разлуке»), М. П. Мусоргским («В разлуке»).
Автор сатирич. комедии в стихах для театра марионеток «Принц Лутоня» (опубл. в 1880) по мотивам комедии М. Монье.