КУ́РДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУ́РДСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература курдов. Развивалась гл. обр. на трёх диалектах курдского яз.: курманджи, горани и сорани.
Наиболее изучена лит-ра на сев. диалекте – курманджи. Она составила основу классической К. л., которая создавалась в районах курдских княжеств Бохтан, Бахдианан, Хакяри, Битлис (Турецкий Курдистан). В ней доминирует эпич. и лирич. поэзия. В нач. 11 в. лирич. стихи писал поэт Али Харири. Предположительно в 12–13 вв. составлены 2 священные книги курдов: «Масхави раш» («Чёрная книга») и «Джилва» («Сияние»). Факи Тейран (14 в.), подписывавший свои произведения псевд. Мим-Хай, – автор большого количества лирич. и филос. стихов, поэмы «Шейх Сан’ан», повествующей о любви мусульм. шейха-суфия к девушке-христианке. Поэму «Мавлуд» («Рождение») о пророке Мухаммеде, а также лирич. газели создал Мела Бате (15 в.). Первое и единственное известное произведение городской лит-ры – анонимная поэма «Замбильфрош» (15–16 вв.). Поэт-суфий Мела Джезири (16 в.) – основоположник школы курдской газели: его стихи, собранные в диване, представляют суфийское направление в этом жанре. Али Термуки (Теремахи; 16 в.) – автор поэм «Рубиновое ожерелье», «Сыновья отчизны», «Жизнь, поистине, – сон», а также грамматики, заложившей основу преподавания на родном языке. В 16 – нач. 17 вв. творил Селим Слеман (поэма «Юсуф и Зелиха»), в 17 в. – Ахмеди Хани, поэт, гуманист и просветитель, создатель поэмы «Мам и Зин», а также газелей и стихотв. арабско-курдского словаря «Ноубар» («Первый плод») для детей. Анонимная поэма «Дымдым» (17–18 вв.) – письм. переложение нар. историч. песен. В 18 в. жили Харис Битлиси – автор поэмы «Лейли и Меджнун», Мурад-хан Баязиди – создатель небольшого дивана касыд и газелей.
Почти одновременно с лит-рой на курманджи получила развитие лит-ра на южнокурдском диалекте – горани, имевшем статус лит. языка Юго-Вост. Курдистана (Иран). Наивысшего расцвета К. л. на горани, включающая религ., эпич., героико-романтич. и лирич. сочинения (частью окрашенные суфийской символикой), достигла при правителях кн-ва Арделан (кон. 12 – сер. 19 вв.). Среди поэтов, писавших на горани: Мала Парешан (14 в.) – автор религ. стихотворений; Мустафа Бесарани, Шейх Ахмад Тахти (оба 17 в.). В 18–19 вв. творили поэты: Ханай Кубади (религ. стихи, а также переложение с перс. яз. на горани поэмы «Хосров и Ширин» Низами Гянджеви), Ахмад Комаси (автор известной элегии на смерть жены), Ранджури, Махзуми, Мала Хыдыр Рувари, Мала Шафи Джамарези (мастер любовной лирики, автор поэм «Джахангир и Рустам» и «Бой Надир шаха»), Маулави – крупный лирик, мастер пейзажной газели, Саиди, Мирза Кадыри Наваи, Джафаи и др. Как и эпич. поэзия на курманджи, лирич. поэзия на горани была силлабической и использовала принцип парной рифмовки двустиший, присущий песенному фольклору курдов. Имеющая многовековые традиции религ. лит-ра на горани, связанная с вероучением «ахли хакк» («люди истины»), представлена стихами религ.-мистич. содержания, а также филос.-религ. произведениями.
С падением кн-ва Арделан лит-ра на горани затухает и центр лит. жизни в 19 в. перемещается в фактически независимый Бабанский эмират; получает развитие лит-ра на сулейманийском диалекте, грамматич. нормы которого легли в основу лит. сорани. Крупные поэты 1-й пол. 19 в., творчество которых развивалось под неизбежным влиянием перс. и араб. литератур: Нали, Салим, Курди. Религ.-мистич. и интимная лирика представлена творчеством Салими Сена, Маджди, Махви, Харика, Адаба Мисбах-ад-Дивана. Основоположником сатирич. направления стал поэт Шейх Реза Талебани. Во 2-й пол. 19 в. в К. л. усиливаются антиклерикальные и социально-критич. мотивы, получают развитие просветительские идеи, гражд. лирика (Хаджи Кадыр Койи); намечается тенденция к сближению поэтич. языка с разговорным. К рубежу 19–20 вв. относится зарождение курдской прозы. К. л. 20 в. активно разрабатывала темы, связанные с борьбой курдов за независимость (творчество поэтов Ахмеда Мухтар-бека, Фаика Бекаса, Зивера и др.). Крупнейшие поэты-просветители 1-й пол. 20 в. – Пирамерд, Горан, Салям. В 1945 издана «Антология курдской поэзии» (на курдском и араб. языках). Известность получило творчество Абдурахмана Хажара, автора поэтич. сб. «Алакок» (1945), комедии «Собака и Луна» (1958) и др. Борьба за независимость Курдистана остаётся одной из наиболее актуальных тем К. л. 2-й пол. 20 – нач. 21 вв. (творчество поэтов Османа Сабри, Катырджана, Джагархуна – на курманджи; прозаиков Шакира Фаттаха, Ибрахима Ахмеда, Маруфа Барзынджи, Мехмеда Узуна, Мухаррама Амин Мухаммада – на сорани).
На территории СССР (преим. в Закавказье) К. л. начала развиваться в 1930-е гг. на курманджи. Заметным явлением стало творчество А. Ш. Шамилова (автобиографич. повесть «Курдский пастух», 1935; романы «Дорога к счастью», 1959, «Дым – дым», 1966, и др.), а также Ахмадэ Мирази (пьеса «Прошлое», 1935), Отарэ Шаро (сб. стихов «Первое сияние», 1935), Аджиэ Джинди, Вазирэ Надри, Джардоэ Генджо. Самое значит. произведение, созданное в годы Вел. Отеч. войны, – поэма Надри «Надо и Гулизар» (опубл. в 1961). Воен. теме посвящена поэзия Качахэ Мурада, Усвэ Бако. Во 2-й пол. 20 в. известность получило творчество Саидэ Ибо, Смоэ Шамо, Карленэ Чачани, Ордиханэ Джалила, Бахчое Иско, Азизе Иско, Морова Мамедова, Шикое Хасана и др.