КУ́НДЕРА МИЛАН
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КУ́НДЕРА (Kundera) Милан (р. 1.4.1929, Брно), чеш. и франц. писатель. В 1948 поступил в Карлов ун-т в Праге; в 1949 перевёлся на ф-т кино Академии муз. искусств в Праге, который окончил в 1952; в 1952–70 преподавал там же. За резкую критику коммунистич. режима после ввода сов. войск в Чехосл. ССР отстранён от преподавательской деятельности, исключён из коммунистич. партии (1970); произведения К. перестали издаваться. В 1975 приглашён на преподавательскую работу во Францию; в 1979 лишён чехосл. гражданства; с 1981 гражданин Франции.
Лит. деятельность начал в 1945 (переводы стихов В. В. Маяковского). Первая книга – сб-к стихов «Человек – сад необозримый» («Člověk zahrada širá», 1953). Среди ранних сочинений – цикл рассказов «Смешные любови» («Směšné lásky», 1963–68, рус. пер. 2001). Худож. манера К. в полной мере оформилась в его первом романе «Шутка» («Žert», 1967; экранизация Я. Иреша, 1968; рус. пер. 1990), где центральная для творчества К. антитоталитарная тема сочетается с лирич. и одновременно ироничным повествованием о любви. Дальнейшее развитие той же темы происходит в романах «Жизнь в другом месте» («Život je jinde», 1973; частичный рус. пер. 2007), «Вальс на прощание» («Valčík na rozloučenou», 1976, рус. пер. 1999), «Книга смеха и забвенья» («Kniha smíchu a zapomnе̌ní», 1979, частичный рус. пер. 2003), а также в наиболее известном сочинении К. – романе «Невыносимая лёгкость бытия» («Nesnesitelná lehkost bytí», 1984; экранизация Ф. Кауфмана – 1988; рус. пер. 1992). Герои почти всех романов К. – мятущиеся, ностальгирующие интеллектуалы, показанные на фоне переживаемого обществом кризиса историч. сознания. Для написанных во Франции, близких постмодернизму романов К. характерны эссеистичность и эксперименты с формой: «Бессмертие» («L’Immortalité», 1989, рус. пер. 1994), «Неспешность» («La Lenteur», 1994, рус. пер. 1996), «Подлинность» («L’Identité», 1997, рус. пер. 1998), «Неведение» («L’Ignorance», 2003, рус. пер. 2004). К. – автор лит.-теоретич. работ: «Искусство романа» («L’Art du roman», 1986), где, в частности, развивается идея романного письма как «контрапункта», соединяющего в едином квазимузыкальном целом «философию, повествование и сон», и «Нарушенные завещания» («Les testaments trahis», 1993, рус. пер. 2004). Среди др. сочинений: историч. драма о cудьбе Ю. Фучика «Держатели ключей» («Majitelé klíčů», 1962), филос. комедия «Жак и его господин» («Jakub a jeho pán», 1981; премьера в моск. театре «Сатирикон», 1998) по мотивам романа Д. Дидро «Жак-фаталист».