КРЖИЖАНО́ВСКИЙ СИГИЗМУНД ДОМИНИКОВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЖИЖАНО́ВСКИЙ Сигизмунд Доминикович [30.1(11.2).1887, с. Демиевка Киевского у. Киевской губ.; ныне в черте Киева – 28.12.1950, Москва], рус. писатель, литературовед, театровед. Родился в польской католич. семье. Окончил юридич. ф-т Киевского ун-та (1913), одновременно слушал лекции на историко-филологич. и философском факультетах. В 1912–13 посетил Италию, Австрию, Германию, Швейцарию, Францию. В 1918–22 читал лекции по психологии творчества, истории и теории театра, лит-ры и музыки в Киевской конс., затем в Москве (где жил с 1922) – в ГОСЕТе, студии Камерного театра и др. В сер. 1920-х гг. активно участвовал в деятельности ГАХН.
Начал печататься с 1912 (стихи, путевые очерки), но своим лит. дебютом считал публикацию в 1919 рассказа «Якоби и "Якобы"» и новелл-притч «Катастрофа», «Лес карандашей». Выступал с публичным чтением своих произведений, принёсшим ему признание в моск. лит. кругах. В 1923 в Москве поставлена пьеса К. «Человек, который был четвергом» по одноим. роману Г. Честертона (реж. А. Я. Таиров, худ. А. А. Веснин). Бóльшая часть лит. наследия К. опубликована посмертно. Самая крупная прижизненная публикация – документальная историко-филос. повесть в письмах «Штемпель: Москва» (1925). Среди др. произведений: повести «Клуб убийц букв» (1926), «Воспоминания о будущем», «Материалы к биографии Горгиса Катафалаки», комедия «Писаная торба» (все 1929), новеллы «В зрачке», «Книжная закладка» (обе 1927); сценарии к худож. ф. «Праздник святого Йоргена» (1930; реж. Я. А. Протазанов) и мультфильму «Новый Гулливер» (1935; реж. А. Л. Птушко). Автор многочисл. историко-теоретич. статей о лит-ре и театре: «Философема о театре» (1923), «Поэтика заглавий» (1925; отд. изд. – 1931), «Комедиография Шекспира», «Фрагменты о Шекспире», «Искусство эпиграфа: Пушкин» (все в сер. 1930-х гг.). В годы Вел. Отеч. войны оставался в Москве; составил заметки, вошедшие в книгу очерков «Москва в первый год войны» (1948, опубл. в 1989).
Прозу К. отличают лаконичный слог, динамичность повествования, «рваный» ритм. Богатая метафорика, переплетение реального и фантастического, гиперболизация, доходящая до гротеска, в сочетании с иронич. интонацией, маскирующей трагич. мироощущение писателя, обусловливают фантасмагоричность произведений К., считавшего себя сатириком и определявшего свой метод как «экспериментальный реализм».