Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЁППЕН ВОЛЬФГАНГ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 580

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

КЁППЕН (Kоеppen) Вольф­ганг (23.6.1906, Грайф­свальд – 15.3.1996, Мюн­хен), нем. пи­са­тель. Изу­чал фи­ло­со­фию, те­ат­ро­ве­де­ние, ис­то­рию лит-ры в Гам­бур­ге, Бер­ли­не, Вюрц­бур­ге; пу­те­ше­ст­во­вал (Фран­ция, Ита­лия); сме­нил мно­го про­фес­сий, в т. ч. ак­тё­ра, по­мощ­ни­ка ре­жис­сё­ра, сце­на­ри­ста. Ув­ле­кал­ся экс­прес­сио­низ­мом, те­ат­ром Б. Брех­та и Э. Пис­ка­то­ра. Пуб­ли­ко­вал те­ат­раль­ные, лит. ре­цен­зии и ста­тьи; ра­бо­тал в га­зе­те. В 1934–39 жил в Ни­дер­лан­дах. По­сле вой­ны пу­те­ше­ст­во­вал по Ев­ро­пе, США, при­ез­жал в СССР.

В цен­тре пер­вых ро­ма­нов К. – те­мы оди­но­че­ст­ва, не­раз­де­лён­ной люб­ви, уяз­влён­но­го са­мо­лю­бия и сво­бод­ной во­ли: «Не­сча­ст­ная лю­бовь» («Eine unglück­li­che Liebe», 1934), «Сте­на ша­та­ет­ся» («Die Mauer schwankt», 1935; пе­ре­из­дан под назв. «Долг», «Die Pflicht», 1939). В 1950-е гг. К. об­ра­тил­ся к со­ци­аль­но-по­ли­тич. про­бле­ма­ти­ке, ис­сле­дуя нем. дей­ст­ви­тель­ность пер­вых по­сле­во­ен­ных лет: ро­ма­ны «Го­лу­би в тра­ве» («Tauben im Gras», 1951, рус. пер. 1972) о стра­не на ис­то­рич. пе­ре­пу­тье и оди­но­че­ст­ве че­ло­ве­ка в боль­шом го­ро­де; «Те­п­ли­ца» («Die Treibhaus», 1953, рус. пер. 1966), где си­лы ре­ван­шиз­ма, по­ка­зан­ные са­ти­ри­че­ски и ка­ри­ка­тур­но, тор­же­ст­ву­ют над меч­та­ми о но­вой, сво­бод­ной Гер­ма­нии. Опи­ра­ясь на мо­дер­ни­ст­скую тех­ни­ку пись­ма Дж. Джой­са, А. Дё­бли­на, а так­же ки­не­ма­то­гра­фич. приё­мы, К. ис­поль­зу­ет ме­то­ды мон­та­жа, кол­ла­жа, син­хрон­ной пе­ре­да­чи со­бы­тий, что по­зво­ля­ет соз­дать объ­ек­тив­ную, дис­тан­ци­ро­ван­ную кар­ти­ну ре­аль­но­сти. Наи­бо­лее зна­чит. ро­ман К. – «Смерть в Ри­ме» («Der Tod in Rom», 1954, рус. пер. 1972), в ко­то­ром Веч­ный го­род ста­но­вит­ся ме­стом встре­чи нем­цев раз­ных по­ко­ле­ний и по­ли­тич. убе­ж­де­ний. По­ка­зы­вая на­цизм в его вар­вар­ст­ве, жи­ву­че­сти, спо­соб­но­сти к пе­ре­во­пло­ще­ни­ям, К. про­ти­во­пос­тав­ля­ет ему мо­ло­дое по­ко­ле­ние нем­цев, пи­таю­щее от­вра­ще­ние к фа­ши­ст­ско­му рей­ху и во­ен­щи­не, ищу­щее сво­бо­ды и уте­ше­ния в ис­кус­ст­ве, ре­ли­гии, стран­ни­че­ст­ве.

Сре­ди др. про­из­ве­де­ний К.: пу­те­вые очер­ки «В Рос­сию и дру­гие стра­ны» («Nach Rußland und anderswohin», 1958, рус. пер. 2002), «По­езд­ка в Аме­ри­ку» («Ame­rikafahrt», 1959); ста­тьи о П. Б. Шел­ли, О. де Баль­за­ке, Г. Фло­бе­ре; ав­то­био­гра­фич. очерк «Юность. Вос­по­ми­на­ние» («Jugend. Eine Erinnerung», 1971).

В 1991 ста­ло из­вест­но, что К. яв­ля­ет­ся ав­то­ром ро­ма­на «За­пис­ки Яко­ба Литт­не­ра из под­зе­ме­лья» («Jakob Littners Auf­zeichnungen aus einem Erdloch», 1948, рус. пер. 2000), на­пи­сан­но­го от ли­ца не­мец­ко-поль­ско­го ев­рея, пе­ре­жив­ше­го ужа­сы хо­ло­ко­ста.

Соч.: Gesammelte Werke. Fr./M., 1986. Bd 1–6.

Лит.: Erlach D. W. Koeppen als zeitkritischer Erzähler. Uppsala, 1973; Koch M. W. Koep­pen. Stuttg., 1973; Schauer H. Denkformen und Wertesysteme in W. Koeppens Nachkriegstri­lo­gie. W., 2004.

Вернуться к началу