Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КЁЛЬНСКАЯ ШКО́ЛА НО́ВОГО РЕАЛИ́ЗМА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 528

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

КЁЛЬНСКАЯ ШКО́ЛА НО́ВОГО РЕА­ЛИ́З­МА (Kölner Schule des Neuen Realismus), груп­па пи­са­те­лей ФРГ, су­ще­ст­во­вав­шая в 1960-е гг. Сфор­ми­ро­ва­лась в Кёль­не на вол­не ле­во­ра­ди­каль­но­го мо­ло­дёж­но­го дви­же­ния, вы­ра­жа­ла про­тест про­тив то­та­ли­тар­но­го про­шло­го и совр. об­ще­ст­ва по­треб­ле­ния. Вдох­но­ви­те­лем груп­пы стал Д. Вел­лерс­хоф – ли­те­ра­ту­ро­вед, пи­са­тель и со­труд­ник изд-ва «Kiepen­he­uer & Witsch», объ­е­ди­нив­ший и пуб­ли­ко­вав­ший мо­ло­дых пи­са­те­лей-бун­та­рей: Р. Д. Бринк­ма­на, Г. Хер­бур­ге­ра, Г. Зой­ре­на, Р. Расп. К. ш. н. р. бы­ли вос­при­ня­ты идеи Т. Адор­но и М. Хорк­хай­ме­ра, ос­но­ва­те­лей франк­фурт­ской шко­лы; эс­те­ти­ка франц. «но­во­го ро­ма­на», анар­хизм амер. бит­ни­ков, эпа­таж поп-ар­та. Про­грам­ма груп­пы под­ра­зу­ме­ва­ла от­каз от вы­мыс­ла и сю­жет­но­сти в поль­зу до­ку­мен­та­лиз­ма, об­ра­ще­ние к ре­аль­но­сти в её не­упо­ря­до­чен­ном, сти­хий­ном и гру­бом по­все­днев­ном об­ли­чье. В про­из­ве­де­ни­ях пи­са­те­лей К. ш. н. р. од­ним из осн. прин­ци­пов по­ве­ст­во­ва­ния ста­но­вит­ся кол­лаж; опи­са­ния не­при­мет­ных буд­нич­ных си­туа­ций в их чув­ст­вен­но-кон­крет­ной де­та­ли­за­ции да­ны в вос­при­ятии пер­со­на­жей, упо­доб­лен­ном объ­ек­ти­ву бес­стра­ст­но фик­си­рую­щей всё ки­но­ка­ме­ры; сти­ли­стич. ла­ко­низм при­зван ут­вер­дить сво­бо­ду от штам­пов и «об­ман­чи­вой» ме­та­фо­ри­ки. В цен­тре ро­ма­нов «Пре­крас­ный день» (1966), «Гра­ни­ца те­ни» (1969) Вел­лерс­хо­фа, «Ни­кто не зна­ет боль­ше» Бринк­ма­на (1968), «Празд­ник кан­ни­ба­лов» Зой­ре­на (1969), «Яр­мар­ка» Хер­бур­ге­ра (1969) – мо­ло­дой бун­тарь, вы­ра­жаю­щий свою не­за­ви­си­мость в фор­мах анар­хич. про­тес­та, но в ито­ге ка­питу­ли­рую­щий пе­ред об­стоя­тель­ст­ва­ми. Ус­та­нов­ка на изо­бра­же­ние уз­ко­го ми­ра асо­ци­аль­но­го пер­со­на­жа ве­ла к ак­цен­ти­ро­ва­нию био­ло­гич., пси­хич., сек­су­аль­но-ин­стинк­тив­но­го на­чал в че­ло­ве­ке.

В по­эзии пи­са­те­ли К. ш. н. р. раз­ра­ба­ты­ва­ли но­вые фор­мы, в ко­то­рых ре­аль­ность да­на с точ­ки зре­ния раз­ных пер­со­на­жей и пред­ста­ёт прин­ци­пи­аль­но не­за­вер­шён­ной, как и са­ми сти­хо­тво­ре­ния: сб-ки «Зим­ний кла­вир для со­бак» Г. Зой­ре­на (1961), «Кла­па­ны» Г. Хер­бур­ге­ра (1966), «Пи­ло­ты» Р. Д. Бринк­ма­на (1968) и др. В нач. 1970-х гг. К. ш. н. р. пре­кра­ти­ла своё су­ще­ст­во­ва­ние; даль­ней­шее твор­че­ст­во пи­са­те­лей рас­пав­шей­ся груп­пы не свя­за­но об­щи­ми прин­ци­па­ми.

Лит.: Ар­хи­пов Ю. И. По­сле бун­та: «Мо­ло­дая» ли­те­ра­ту­ра ФРГ и Ав­ст­рии на пе­ре­ло­ме // Но­вые ху­до­же­ст­вен­ные тен­ден­ции в раз­ви­тии реа­лиз­ма на За­па­де. 70-е го­ды. М., 1982; Merkes Ch. Wahrnehmungsstrukturen in Wer­ken des Neuen Realismus. Fr./M., 1982; Дра­нов А. В. За­пад­но­гер­ман­ский ро­ман: эта­пы и пер­спек­ти­вы раз­ви­тия // Со­вре­мен­ный ро­ман. Опыт ис­сле­до­ва­ния. М., 1990.

Вернуться к началу