КЁЛЬНСКАЯ ШКО́ЛА НО́ВОГО РЕАЛИ́ЗМА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЁЛЬНСКАЯ ШКО́ЛА НО́ВОГО РЕАЛИ́ЗМА (Kölner Schule des Neuen Realismus), группа писателей ФРГ, существовавшая в 1960-е гг. Сформировалась в Кёльне на волне леворадикального молодёжного движения, выражала протест против тоталитарного прошлого и совр. общества потребления. Вдохновителем группы стал Д. Веллерсхоф – литературовед, писатель и сотрудник изд-ва «Kiepenheuer & Witsch», объединивший и публиковавший молодых писателей-бунтарей: Р. Д. Бринкмана, Г. Хербургера, Г. Зойрена, Р. Расп. К. ш. н. р. были восприняты идеи Т. Адорно и М. Хоркхаймера, основателей франкфуртской школы; эстетика франц. «нового романа», анархизм амер. битников, эпатаж поп-арта. Программа группы подразумевала отказ от вымысла и сюжетности в пользу документализма, обращение к реальности в её неупорядоченном, стихийном и грубом повседневном обличье. В произведениях писателей К. ш. н. р. одним из осн. принципов повествования становится коллаж; описания неприметных будничных ситуаций в их чувственно-конкретной детализации даны в восприятии персонажей, уподобленном объективу бесстрастно фиксирующей всё кинокамеры; стилистич. лаконизм призван утвердить свободу от штампов и «обманчивой» метафорики. В центре романов «Прекрасный день» (1966), «Граница тени» (1969) Веллерсхофа, «Никто не знает больше» Бринкмана (1968), «Праздник каннибалов» Зойрена (1969), «Ярмарка» Хербургера (1969) – молодой бунтарь, выражающий свою независимость в формах анархич. протеста, но в итоге капитулирующий перед обстоятельствами. Установка на изображение узкого мира асоциального персонажа вела к акцентированию биологич., психич., сексуально-инстинктивного начал в человеке.
В поэзии писатели К. ш. н. р. разрабатывали новые формы, в которых реальность дана с точки зрения разных персонажей и предстаёт принципиально незавершённой, как и сами стихотворения: сб-ки «Зимний клавир для собак» Г. Зойрена (1961), «Клапаны» Г. Хербургера (1966), «Пилоты» Р. Д. Бринкмана (1968) и др. В нач. 1970-х гг. К. ш. н. р. прекратила своё существование; дальнейшее творчество писателей распавшейся группы не связано общими принципами.