КА́РТЕР АНДЖЕЛА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́РТЕР (Carter) Анджела (Анджела Олив) (7.5.1940, Истбурн, графство Суссекс – 16.2.1992, Лондон), англ. писательница. Родилась в семье журналиста. Окончила филологич. ф-т Бристольского ун-та (1965). Работала журналистом (1958–1961), лит. обозревателем ж. «Новое общество» в Японии (1970–72), преподавала в университетах США (1980–81) и Австралии (1984). Лит. дебют – выдержанный в традициях новеллистики Э. А. По детективный роман «Танец тени» [«Shadow dance», 1966; в США опубл. под назв. «Осоед» («Honeybuzzard», 1967)] о жизни эксцентричных обитателей мрачных лондонских трущоб. Намеченные в нём темы секса и насилия развиты в вызвавшем восторженные отзывы критики романе «Волшебный магазин игрушек» («The magic toyshop», 1967), сюжет которого основан на фрейдистской интерпретации волшебных сказок. В социально-бытовых романах «Ощущения» («Several perceptions», 1968) и «Любовь» («Love», 1971; рус. пер. 2002) К., используя принципы психоанализа, исследует проблему отчуждения в совр. обществе. Наибольший успех К. принесли: тяготеющий к жанру фэнтези роман-антиутопия «Герои и злодеи» («Heroes and villains», 1969), а также научно-фантастич. роман «Адские машины желания доктора Хоффмана» [«The infernal desire machines of doctor Hoffman», 1972, в США издан под назв. «Война грёз» («The war of dreams», 1974); рус. пер. 1997] – насыщенная аллегорич. образами притча о силе и власти. Влияние идей феминизма проявилось в авантюрном романе «Страсти новой Евы» («The passion of new Eve», 1977) и плутовском романе с элементами готики «Ночи в цирке» («Nights at the circus», 1984, рус. пер. 2004), которые содержат критику фрейдистского образа женщины и «мужской» патерналистской культуры. В своём последнем романе «Мудрые дети» («Wise children», 1991) К. описывает вымышленную историю семьи актёров, в иронич. ключе обыгрывая жанрово-стилевые условности необарочного романа. Среди др. произведений К. – сб-ки новелл «Фейерверки» («Fireworks», 1974), «Кровавая комната» («The bloody chamber», 1979, рус. пер. 2004) и «Чёрная Венера» («Black Venus», 1985); кн. «Женщина по маркизу де Саду: опыт истории культуры» («The Sadeian woman: an exercise in cultural history», 1979), автобиографич. повесть «Ничто не свято» («Nothing sacred», 1982).