Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРАЧА́ЕВО-БАЛКА́РСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 88

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. У. Алиева

КАРАЧА́ЕВО-БАЛКА́РСКАЯ ЛИ­ТЕРА­ТУ́­РА, ли­те­ра­ту­ра на ка­ра­чае­во-бал­кар­ском язы­ке. Пред­став­ле­на са­мо­стоя­тель­ны­ми лит. тра­ди­ция­ми двух на­ро­дов: бал­кар­цев и ка­ра­ча­ев­цев.

Бал­кар­ская сло­вес­ность за­ро­ди­лась во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., ещё до по­яв­ления нац. пись­мен­но­сти. К. Б. Ме­чи­ев, по­ло­жив­ший на­ча­ло балк. по­этич. тра­ди­ции на ос­но­ве тюрк., перс. и араб. по­эзии, за­пи­сы­вал свои тек­сты араб. бу­к­ва­ми. От это­го пе­рио­да со­хра­ни­лись так­же им­про­ви­за­ции Гы­чы (псевд. пев­ца и рас­сказ­чи­ка, ав­то­ра са­ти­рич. сти­хов, пе­сен, афо­риз­мов, по­ба­сё­нок Б. М. Ал­ча­ги­ро­ва). Су­ще­ст­вен­ный вклад в фор­ми­ро­ва­ние балк. лит-ры вне­сли про­све­ти­те­ли 19 в.: пер­вые пуб­ли­ка­то­ры балк. фольк­ло­ра бр. С.-А. и Н. Урус­бие­вы, рус­ско­языч­ный пуб­ли­цист и про­за­ик Б. А. Ша­ха­нов, ав­тор ре­лиг. тек­стов С. Б. Чаб­да­ров и др. В 1-й тре­ти 20 в. по­яв­ля­ет­ся пер­вое по­ко­ле­ние проф. балк. пи­са­те­лей (С. О. Шах­мур­за­ев, Х. К. Тем­мо­ев, С. Ш. Хо­чу­ев, А. К. Бу­да­ев и др.), об­ра­щав­ших­ся гл. обр. к по­этич. жан­рам и со­еди­няв­ших фольк­лор­ные приё­мы с ге­рои­ко-ре­во­люц. те­ма­ти­кой. В 1930-х гг. фор­ми­ру­ет­ся соб­ст­вен­но ли­рич. тра­ди­ция, от­ра­жаю­щая ду­хов­ный опыт гор­цев (К. Ш. Ку­ли­ев, К. С. Ота­ров); в твор­че­ст­ве Х. К. Тем­мое­ва, С. Ш. Хо­чуе­ва, Х. Х. Ка­цие­ва, А. М. Уль­ба­ше­ва, Б. И. Гур­туе­ва раз­ви­ва­ют­ся про­за­ич. жан­ры (рас­сказ, по­весть, ху­дож. очерк). На ру­бе­же 1930–40-х гг. по­яв­ля­ют­ся пер­вые дра­ма­тур­гич. про­из­ве­де­ния («Кро­ва­вый ка­лым» Р. К. Ге­ляе­ва, 1940, и др.); к жан­ру дра­мы об­ра­ща­ют­ся И. Б. Жан­ту­ев, О. М. Эте­зов. В го­ды Вел. Отеч. вой­ны ве­ду­щим жан­ром ста­но­вит­ся пат­рио­тич. ли­ри­ка («Мы по­бе­дим!» Ме­чие­ва, 1941).

Де­пор­та­ция бал­кар­цев (1944–57) пре­рва­ла раз­ви­тие нац. про­зы и дра­ма­тур­гии, со­хра­ня­лись лишь по­этич. и фольк­лор­ная тра­ди­ции. Те­ма от­ня­той ро­ди­ны, нос­таль­гич. мо­ти­вы пре­тво­ре­ны в по­эзии К. С. Ота­ро­ва, К. Ш. Ку­лие­ва, Т. М. Зу­ма­ку­ло­вой. По­сле воз­вра­ще­ния бал­кар­цев на ис­то­рич. ро­ди­ну балк. лит-ра пе­ре­жи­ва­ет рас­цвет: твор­че­ст­во Ку­лие­ва по­лу­чи­ло все­со­юз­ное и ми­ро­вое при­зна­ние; во 2-й пол. 20 в. поя­ви­лось но­вое по­ко­ле­ние по­этов (М. Х. Мо­ка­ев, И. Х. Ба­ба­ев, С. С. Гур­ту­ев, А. С. Со­за­ев, А. Л. Бай­зул­ла­ев), про­заи­ков (А. М. Теп­пе­ев, З. Х. Тол­гу­ров, Э. Б. Гур­ту­ев, Ж. З. То­ку­ма­ев, Б. Л. Гу­ля­ев), дра­ма­тур­гов (И. Ж. Бо­та­шев, И. Ш. Мам­ме­ев). Фор­ми­ру­ет­ся нац. ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние (Р. К. Ота­ро­ва, Т. Ш. Бит­ти­ро­ва, Тол­гу­ров, Теп­пе­ев, Ф. А. Урус­бие­ва). В кон. 1980–2000-х гг. в твор­че­ст­ве мо­ло­дых бал­кар на­ча­лось пе­ре­ос­мыс­ле­ние со­бы­тий нац. ис­то­рии, мес­та и ро­ли че­ло­ве­ка в из­меняю­щем­ся ми­ре (по­эты А. Бе­ги­ев, М. Беп­па­ев, М. Оль­ме­зов и др.; про­за­ик Б. Чип­чи­ков).

Пер­вое ори­ги­наль­ное про­из­ве­де­ние ка­ра­ча­ев­ской лит-ры – «Пес­ня Ха­сау­ка» К. Бай­ра­му­ко­ва (1828), пол­то­ра сто­ле­тия со­хра­няв­шая­ся в нар. па­мя­ти как фольк­лор­ная. На ру­бе­же 19–20 вв. на­ча­лась дея­тель­ность ка­ра­ча­ев­ских про­све­ти­те­лей: И. Я. Ак­бае­ва – од­но­го из соз­да­те­лей ка­ра­чае­во-балк. пись­мен­но­сти; И. П. Крым­шам­ха­ло­ва (псевд. Ис­лам Те­бер­ди­чи), Х. Ха­ли­ло­ва, И. Ху­бие­ва и др. Ос­но­во­по­лож­ник нац. лит-ры – по­эт И. У. Се­мё­нов в пер­вые де­ся­ти­ле­тия 20 в. за­пи­сы­вал свои сти­хи, как и бал­ка­рец К. Б. Ме­чи­ев, араб. бу­к­ва­ми. Пер­вые проф. ка­ра­ча­ев­ские пи­са­те­ли – по­эт И. З. Ка­ра­ке­тов, дву­языч­ный про­за­ик и пуб­ли­цист И. А.-К. Ху­би­ев, рус­ско­языч­ный по­эт и пуб­ли­цист У. Дж. Али­ев. Сре­ди по­этов 1920–30-х гг. – И. Ка­ра­ке­тов, А. Л. Ур­те­нов, Д. П. Бай­ку­лов, О. А. Ху­би­ев. Боль­шую роль в ста­нов­ле­нии про­зы сыг­ра­ла жур­на­ли­сти­ка и пуб­ли­ци­сти­ка; тра­ди­ции эпич. по­ве­ст­во­ва­ния на фольк­лор­ной ос­но­ве за­ло­жил ис­то­рич. ро­ман «Чёр­ный сун­дук» Х. А. Ап­пае­ва (1935–36). Син­тез иг­ро­вых форм нар. об­ря­до­вых пред­став­ле­ний и тра­ди­ций проф. те­ат­ра про­явил­ся в дра­ма­тур­гии (Г. Ге­бе­нов, А. Кор­кмазов, А.-К. Бат­ча­ев, А. Бо­та­ше­ва, Ш. Эб­зе­ев).

В пе­ри­од де­пор­та­ции (1944–57) лит. про­цесс был пре­рван, куль­ти­ви­ро­ва­лись гл. обр. фольк­лор­но-пе­сен­ные жан­ры. По­сле воз­вра­ще­ния на ис­то­рич. ро­ди­ну бур­ное раз­ви­тие по­лу­чил ко­рот­кий юмо­ри­стич. рас­сказ ха­ба­ра (но­вость, анек­дот), луч­шие об­раз­цы ко­то­ро­го соз­дал М. А. Ху­би­ев. Клас­си­кой ка­ра­ча­ев­ской лит-ры ста­ли сти­хи и про­за Х. Б. Бай­ра­му­ко­вой, по­эзия А. А. Су­юн­че­ва, по­эмы У. Б. Алие­ва. В по­след­ние де­ся­ти­ле­тия 20 – нач. 21 вв. поя­ви­лись но­вые име­на в по­эзии, про­зе и дра­ма­тур­гии (Н. Ху­би­ев, Х. Джау­ба­ев, М. Бат­ча­ев, А. Ку­ба­нов, С. Лай­па­нов, А. Ак­ба­ев, Ф. Бай­ра­му­ко­ва, А. Уз­де­нов и др.), раз­ви­ва­лось ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ние (А. И. Ка­рае­ва, З. Б. Ка­рае­ва).

Лит.: Ка­рае­ва А. И. Очерк ис­то­рии ка­ра­ча­ев­ской ли­те­ра­ту­ры. М., 1966; Очер­ки ис­то­рии бал­кар­ской ли­те­ра­ту­ры. Наль­чик, 1981; Ка­ра­чае­во-бал­кар­ские дея­те­ли куль­ту­ры кон­ца ХIХ – на­ча­ла ХХ вв. / Сост. Т. Ш. Бит­ти­ро­ва. Наль­чик, 1993–1996. Т. 1–2; Пи­са­те­ли Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии. ХIХ – ко­нец 80-х гг. ХХ в. Наль­чик, 2003; Алие­ва С. У. Ка­ра­ча­ев­ская ли­те­ра­ту­ра // Ли­те­ра­ту­ры на­ро­дов Рос­сии. ХХ век. М., 2005; Ота­ро­ва Р. К. Бал­кар­ская ли­те­ра­ту­ра // Там же.

Вернуться к началу