КАРАЧА́ЕВО-БАЛКА́РСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРАЧА́ЕВО-БАЛКА́РСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература на карачаево-балкарском языке. Представлена самостоятельными лит. традициями двух народов: балкарцев и карачаевцев.
Балкарская словесность зародилась во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., ещё до появления нац. письменности. К. Б. Мечиев, положивший начало балк. поэтич. традиции на основе тюрк., перс. и араб. поэзии, записывал свои тексты араб. буквами. От этого периода сохранились также импровизации Гычы (псевд. певца и рассказчика, автора сатирич. стихов, песен, афоризмов, побасёнок Б. М. Алчагирова). Существенный вклад в формирование балк. лит-ры внесли просветители 19 в.: первые публикаторы балк. фольклора бр. С.-А. и Н. Урусбиевы, русскоязычный публицист и прозаик Б. А. Шаханов, автор религ. текстов С. Б. Чабдаров и др. В 1-й трети 20 в. появляется первое поколение проф. балк. писателей (С. О. Шахмурзаев, Х. К. Теммоев, С. Ш. Хочуев, А. К. Будаев и др.), обращавшихся гл. обр. к поэтич. жанрам и соединявших фольклорные приёмы с героико-революц. тематикой. В 1930-х гг. формируется собственно лирич. традиция, отражающая духовный опыт горцев (К. Ш. Кулиев, К. С. Отаров); в творчестве Х. К. Теммоева, С. Ш. Хочуева, Х. Х. Кациева, А. М. Ульбашева, Б. И. Гуртуева развиваются прозаич. жанры (рассказ, повесть, худож. очерк). На рубеже 1930–40-х гг. появляются первые драматургич. произведения («Кровавый калым» Р. К. Геляева, 1940, и др.); к жанру драмы обращаются И. Б. Жантуев, О. М. Этезов. В годы Вел. Отеч. войны ведущим жанром становится патриотич. лирика («Мы победим!» Мечиева, 1941).
Депортация балкарцев (1944–57) прервала развитие нац. прозы и драматургии, сохранялись лишь поэтич. и фольклорная традиции. Тема отнятой родины, ностальгич. мотивы претворены в поэзии К. С. Отарова, К. Ш. Кулиева, Т. М. Зумакуловой. После возвращения балкарцев на историч. родину балк. лит-ра переживает расцвет: творчество Кулиева получило всесоюзное и мировое признание; во 2-й пол. 20 в. появилось новое поколение поэтов (М. Х. Мокаев, И. Х. Бабаев, С. С. Гуртуев, А. С. Созаев, А. Л. Байзуллаев), прозаиков (А. М. Теппеев, З. Х. Толгуров, Э. Б. Гуртуев, Ж. З. Токумаев, Б. Л. Гуляев), драматургов (И. Ж. Боташев, И. Ш. Маммеев). Формируется нац. литературоведение (Р. К. Отарова, Т. Ш. Биттирова, Толгуров, Теппеев, Ф. А. Урусбиева). В кон. 1980–2000-х гг. в творчестве молодых балкар началось переосмысление событий нац. истории, места и роли человека в изменяющемся мире (поэты А. Бегиев, М. Беппаев, М. Ольмезов и др.; прозаик Б. Чипчиков).
Первое оригинальное произведение карачаевской лит-ры – «Песня Хасаука» К. Байрамукова (1828), полтора столетия сохранявшаяся в нар. памяти как фольклорная. На рубеже 19–20 вв. началась деятельность карачаевских просветителей: И. Я. Акбаева – одного из создателей карачаево-балк. письменности; И. П. Крымшамхалова (псевд. Ислам Тебердичи), Х. Халилова, И. Хубиева и др. Основоположник нац. лит-ры – поэт И. У. Семёнов в первые десятилетия 20 в. записывал свои стихи, как и балкарец К. Б. Мечиев, араб. буквами. Первые проф. карачаевские писатели – поэт И. З. Каракетов, двуязычный прозаик и публицист И. А.-К. Хубиев, русскоязычный поэт и публицист У. Дж. Алиев. Среди поэтов 1920–30-х гг. – И. Каракетов, А. Л. Уртенов, Д. П. Байкулов, О. А. Хубиев. Большую роль в становлении прозы сыграла журналистика и публицистика; традиции эпич. повествования на фольклорной основе заложил историч. роман «Чёрный сундук» Х. А. Аппаева (1935–36). Синтез игровых форм нар. обрядовых представлений и традиций проф. театра проявился в драматургии (Г. Гебенов, А. Коркмазов, А.-К. Батчаев, А. Боташева, Ш. Эбзеев).
В период депортации (1944–57) лит. процесс был прерван, культивировались гл. обр. фольклорно-песенные жанры. После возвращения на историч. родину бурное развитие получил короткий юмористич. рассказ хабара (новость, анекдот), лучшие образцы которого создал М. А. Хубиев. Классикой карачаевской лит-ры стали стихи и проза Х. Б. Байрамуковой, поэзия А. А. Суюнчева, поэмы У. Б. Алиева. В последние десятилетия 20 – нач. 21 вв. появились новые имена в поэзии, прозе и драматургии (Н. Хубиев, Х. Джаубаев, М. Батчаев, А. Кубанов, С. Лайпанов, А. Акбаев, Ф. Байрамукова, А. Узденов и др.), развивалось литературоведение (А. И. Караева, З. Б. Караева).