Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАРИ́О РУБЕН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 336

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Хорева

ДАРИ́О (Darío) Ру­бен (псевд.; наст. имя и фам. Фе­ликс Гар­сия Сар­мь­ен­то, Gar­cía Sarmiento) (18.1.1867, Ме­та­па, ны­не Сью­дад-Да­рио – 6.2.1916, Ле­он), ни­ка­раг. по­эт, пи­са­тель, жур­на­лист, ди­пло­мат. Сис­те­ма­ти­че­ского об­ра­зо­ва­ния не по­лу­чил (учил­ся в ча­ст­ных шко­лах, в учи­ли­ще ие­зуи­тов). С 11 лет со­чи­нял сти­хи в ду­хе В. Гю­го, пе­ча­тал­ся в прес­се (с 1879). В 1882, по­сле про­чте­ния в Нац. кон­грес­се по­эмы «Кни­га» («El Libro»), Д. по­лу­чил пра­ви­тель­ст­вен­ную сти­пен­дию, но от­ка­зал­ся от по­сту­п­ле­ния в Ни­ка­раг. ин-т. Пер­вый опуб­ли­ко­ван­ный по­этич. сб. «Эпи­сто­лы и сти­хи. Пер­вые за­пи­си» («Episto­las y poemas. Primeras notas», 1885) от­ра­зил раз­но­об­раз­ные влия­ния – исп. ба­рок­ко, кре­оль­ской ли­рич. тра­ди­ции, мас­со­вой лит-ры, а так­же ро­ман­тиз­ма, с ко­то­рым Д. род­ни­ла трак­тов­ка об­раза по­эта как по­сред­ни­ка ме­ж­ду ми­ром лю­дей и сфе­рой выс­шей кра­со­ты. В 1886 Д. уе­хал в Чи­ли, где про­бо­вал се­бя в раз­ных про­фес­си­ях, со­труд­ни­чал с га­зе­та­ми, вы­пус­тил сб-ки сти­хов «Ри­фы» («Abro­jos», 1887), со­че­таю­щий тра­ди­ции ро­ман­тиз­ма и ба­рок­ко, и «Риф­мы» («Ri­mas», оба 1887) – цикл лю­бов­ной по­эзии. Ми­ро­вую из­вест­ность по­лу­чи­ла кн. сти­хов «Ла­зурь» («Azul», 1888), от­ме­чен­ная силь­ным влия­ни­ем франц. «Пар­на­са» и сме­лы­ми экс­пе­ри­мен­та­ми с рит­мом и му­зыкаль­но­стью сло­ва. В 1893–98 Д. – кон­сул Ко­лум­бии в Ар­ген­ти­не, где пе­ча­тал­ся в прес­се, про­па­ган­ди­руя франц. и лат.-амер. куль­ту­ру. Сла­ву Д. уп­ро­чил сб. эс­се о совр. пи­са­те­лях «Вы­даю­щие­ся» («Los raros», 1893), а так­же кн. сти­хов «Язы­че­ские псал­мы» («Prosas pro­fa­nas», 1896), в пре­ди­сло­вии к ко­то­рой Д. из­ло­жил осн. прин­ци­пы лат.-амер. мо­дер­низ­ма, при­знан­ным гла­вой ко­то­ро­го он счи­тал­ся до кон­ца жиз­ни: аб­со­лю­ти­за­ция твор­че­ст­ва, про­ти­во­пос­тав­ле­ние кра­со­ты и иск-ва ре­аль­но­му ми­ру, ос­мыс­ле­ние дей­ст­ви­тель­но­сти в сим­во­лич. фор­ме. В 1898–1914 Д. жил в Ев­ро­пе (Мад­рид, Па­риж). По­ис­ком кор­ней, ин­ди­ви­ду­аль­но­сти лат.-амер. на­ро­дов оз­на­ме­но­ван сб. «Пес­ни жиз­ни и на­де­ж­ды» («Cantos de la vida y es­pe­ran­za», 1905). В твор­че­ст­ве Д. на­ка­ну­не 1-й ми­ро­вой вой­ны на пер­вый план вы­шли со­ци­аль­ные мо­ти­вы, пес­си­мизм, ощу­ще­ние бы­тия как тра­ге­дии: сб-ки «Бро­дя­чая песнь» («El canto errante», 1907), «Осен­няя по­эма» («El poema del otoño», 1910), «Песнь Ар­ген­ти­не» («Can­to a la Argentina», 1910). Влия­ние Д. на раз­ви­тие исп.-амер. по­эзии ве­ли­ко, его твор­че­ст­во поль­зо­ва­лось ог­ром­ной по­пу­ляр­но­стью и вы­зва­ло к жиз­ни мно­го­числ. про­из­ве­де­ния про­дол­жа­те­лей-эпи­го­нов (т. н. ру­бен­да­ри­сты).

Соч.: Obras completas. Madrid, 1950–1955. Vol. 1–5; Ли­ри­ка. М., 1967; Из­бран­ное. М., 1981.

Лит.: Rama A. R. Darío y el modernismo. Caracas, 1985; Salinas P. La poesía de R. Darío. Madrid, 1998; Pedro V. de. Vida de R. Darío. Managua, 1999; Guido D. R. Darío: «soy un enfermo...». Managua, 2005.

Вернуться к началу