ДАРИ́О РУБЕН
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДАРИ́О (Darío) Рубен (псевд.; наст. имя и фам. Феликс Гарсия Сармьенто, García Sarmiento) (18.1.1867, Метапа, ныне Сьюдад-Дарио – 6.2.1916, Леон), никараг. поэт, писатель, журналист, дипломат. Систематического образования не получил (учился в частных школах, в училище иезуитов). С 11 лет сочинял стихи в духе В. Гюго, печатался в прессе (с 1879). В 1882, после прочтения в Нац. конгрессе поэмы «Книга» («El Libro»), Д. получил правительственную стипендию, но отказался от поступления в Никараг. ин-т. Первый опубликованный поэтич. сб. «Эпистолы и стихи. Первые записи» («Epistolas y poemas. Primeras notas», 1885) отразил разнообразные влияния – исп. барокко, креольской лирич. традиции, массовой лит-ры, а также романтизма, с которым Д. роднила трактовка образа поэта как посредника между миром людей и сферой высшей красоты. В 1886 Д. уехал в Чили, где пробовал себя в разных профессиях, сотрудничал с газетами, выпустил сб-ки стихов «Рифы» («Abrojos», 1887), сочетающий традиции романтизма и барокко, и «Рифмы» («Rimas», оба 1887) – цикл любовной поэзии. Мировую известность получила кн. стихов «Лазурь» («Azul», 1888), отмеченная сильным влиянием франц. «Парнаса» и смелыми экспериментами с ритмом и музыкальностью слова. В 1893–98 Д. – консул Колумбии в Аргентине, где печатался в прессе, пропагандируя франц. и лат.-амер. культуру. Славу Д. упрочил сб. эссе о совр. писателях «Выдающиеся» («Los raros», 1893), а также кн. стихов «Языческие псалмы» («Prosas profanas», 1896), в предисловии к которой Д. изложил осн. принципы лат.-амер. модернизма, признанным главой которого он считался до конца жизни: абсолютизация творчества, противопоставление красоты и иск-ва реальному миру, осмысление действительности в символич. форме. В 1898–1914 Д. жил в Европе (Мадрид, Париж). Поиском корней, индивидуальности лат.-амер. народов ознаменован сб. «Песни жизни и надежды» («Cantos de la vida y esperanza», 1905). В творчестве Д. накануне 1-й мировой войны на первый план вышли социальные мотивы, пессимизм, ощущение бытия как трагедии: сб-ки «Бродячая песнь» («El canto errante», 1907), «Осенняя поэма» («El poema del otoño», 1910), «Песнь Аргентине» («Canto a la Argentina», 1910). Влияние Д. на развитие исп.-амер. поэзии велико, его творчество пользовалось огромной популярностью и вызвало к жизни многочисл. произведения продолжателей-эпигонов (т. н. рубендаристы).