Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОЯ́РДО МАТТЕО МАРИЯ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 112

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Андреев

БОЯ́РДО (Boiardo) Мат­тео Ма­рия (1440 или 1441, Скан­диа­но – 21.12.1494, Ред­жо), итал. по­эт. При­над­ле­жал к бли­жай­ше­му ок­ру­же­нию пра­ви­те­лей Фер­ра­ры. В 1480–82 гу­бер­на­тор Мо­де­ны, в 1487–94 – Ред­жо. Ав­тор лат. сти­хов в гу­ма­ни­стич. ду­хе (созд. ме­ж­ду 1462 и 1474); эк­лог на итал. яз. (ок. 1482–85), пя­ти­акт­ной пье­сы «Ти­мо­не» («Timone», ок. 1493, опубл. в 1500; на ос­но­ве од­но­им. диа­ло­га Лу­киа­на), вы­стро­ен­ной по ти­пу т. н. sacra rappresentatione («свя­щен­но­го пред­став­ле­ния»). Цикл из 180 сти­хо­тво­ре­ний (гл. обр. со­не­тов) «Три кни­ги о люб­ви» («Amorum libri tres», 1476–77) – вер­ши­на итал. ли­ри­ки 15 в. Глав­ное соч. Б. – ры­цар­ская по­эма в ок­та­вах «Влюб­лён­ный Ор­лан­до» («Orlando Innamorato», опубл. в 1483–95, не за­кон­че­на). Те­ма и пер­со­на­жи по­эмы за­им­ст­во­ва­ны в осн. из итал. пе­ре­ра­бо­ток ка­ро­линг­ских ска­за­ний (о борь­бе имп. Кар­ла I с са­ра­ци­на­ми); как и в боль­шин­ст­ве по­лу­фольк­лор­ных со­чи­не­ний, воз­ник­ших в рам­ках этой тра­ди­ции, уси­ле­на роль фан­та­стич. и ко­мич. эле­мен­тов. Эпич. дей­ст­вие, обо­га­щён­ное сю­жет­ны­ми мо­ти­ва­ми ар­ту­ров­ских ле­генд, то и де­ло ото­дви­га­ет­ся на вто­рой план, ус­ту­пая ме­сто опи­са­ни­ям сво­бод­ных ры­цар­ских стран­ст­вий; в борь­бе люб­ви и вас­саль­но­го дол­га, как пра­ви­ло, по­бе­ж­да­ет лю­бовь. Ин­ди­ви­ду­аль­ные це­ли и цен­но­сти все­гда сто­ят вы­ше все­об­щих; ус­та­нов­ка на идеа­ли­за­цию пер­со­на­жа сдер­жи­ва­ет­ся иро­нич. кор­рек­ци­ей. Сре­ди ав­то­ров мно­го­числ. про­дол­же­ний и пе­ре­ра­бо­ток «Влюб­лён­но­го Ор­лан­до» – Ф. Бер­ни и Л. Арио­сто, чьё зна­ме­ни­тое про­дол­же­ние за­тми­ло ори­ги­нал.

Соч.: Tutte le opere. Mil., 1944. Vol. 1–2.

Лит.: Reichenbach G. L’Orlando Innamorato di M. M. Boiardo. Firenze, 1936; Ponte G. La personalità e l’opera del Boiardo. Genova, 1972; Franceschetti A. L’«Orlando Innamo­rato» e le sue componenti tematiche e strut­turali. Firenze, 1975; Ан­д­ре­ев М. Л. Ры­цар­ский ро­ман в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния. М., 1993; Cossutta F. Gli ideali epici dell’umanesimo e l’«Orlando Innamorato». Roma, 1995.

Вернуться к началу