БЕНГА́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕНГА́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература на бенг. языке, одна из литератур Юж. Азии. Древнейшие памятники Б. л.: «Чарьягити» («песни истинного пути») – стихотв. тексты буддийского (тантрического) содержания (10–12 вв.). От 13–14 вв. – первых веков после мусульм. завоевания – почти не сохранилось письм. памятников. В 15–18 вв. на бенг. яз. была создана обширная лит-ра, которая, однако, занимала в инд. культуре подчинённое положение по сравнению с литературами на санскрите, араб. и перс. языках. До 19 в. на бенг. яз. не было прозы. Поэзия разрабатывала довольно ограниченный круг тем и сюжетов в рамках традиц. эстетич. канонов. На бенг. яз. не раз перелагались «Махабхарата», «Рамаяна», Пураны. Самое раннее и популярное переложение «Рамаяны» создал Криттибаш Оджха (15 в.); наиболее известное переложение «Махабхараты» приписывается Кашираму Дашу (16 в.). Своеобразный пласт традиц. Б. л. – поэмы-сказания 15–18 вв. (т. н. монгол-каббо), посвящённые местным божествам, главные из которых – Моноша (повелительница змей) и Чонди (покровительница диких животных, отождествляемая с супругой бога Шивы). Классич. обработка сюжета о богине Чонди – «Чондимонгол» («Поэма во славу Чонди») Чокроборти Мукундорама. Большую популярность в Бенгалии получил кришнаитский миф, особенно сюжет о любви Кришны и Радхи. Выдающийся памятник Б. л.– поэма «Кришно-киртон» («Песня во славу Кришны»), датируемая 15 в. и подписанная именем Чондидаш. В нач. 16 в. Чайтанья положил начало религ.-реформаторскому движению, связанному с культом Кришны (т. н. бенг. вишнуизм), в русле которого возникла богатая лит-ра. Большой вклад в Б. л. 15–18 вв. внесли и поэты-мусульмане. Крупнейшие из них – Доулот Кази и Сайед Алаол, авторы поэм на традиц. мусульм. и индусские сюжеты. Выдающиеся поэты 18 в. – Бхаротчондро Рай, синтезировавший традиции санскр., бенг. и перс. поэзии, и Рампрошад Шен, создатель стихотворений-песен, взывающих к богине Кали. 2-я пол. 18 в. в Бенгалии – эпоха политич. и культурного упадка и утверждения брит. власти.
В 19 в. Б. л. претерпевает трансформацию, связанную с влиянием европ. лит-ры. Появились книгопечатание, периодика; лит-ра начинает играть активную роль в социально-культурной жизни. Реформаторы Раммохан Рай, Ишшорчондро Шорма Биддешагор и др. заложили основы прозы. В 1858 отд. книгой вышел первый бенг. роман Перичанда Митро «Баловень богатого дома». Всеиндийское значение получили романы Бонкимчондро Чоттопаддхая. Поэт и драматург (перешедший в христианство) М. Модхушудон Дотто вносил в Б. л. идеи и формы западной поэзии и драматургии, разрушая традиционные каноны.
Эпоху в бенг. и всей инд. культуре составило творчество одного из крупнейших инд. поэтов, выдающегося прозаика и драматурга Р. Тагора (Нобелевская пр., 1913); он был также композитором, художником и педагогом. Популярность получили романы Шоротчондро Чоттопаддхая. В 1920-е гг. выступил поэт-мусульманин Н. Ислам. В 1930-х гг. в Б. л. появилась плеяда поэтов, выразивших новый историч. опыт и воспринявших влияние совр. зап. поэзии: Дж. Даш, Ш. Дотто, О. Чокроборти, Бишну Де, а также Б. Бошу, П. Митро и др., известные и как прозаики. С кон. 1930-х гг. в поэзии претворялись коммунистич. идеи (Ш. Мукхопаддхай и др.). Новые пути в прозе открывали Бибхутибхушон Бондопаддхай, Тарашонкор Бондопаддхай, Маник Бондопаддхай, О. Рай и др. В 1940–50-е гг. значит. место в Б. л. занимает обществ.-политич. роман (Г. Халдар, Ш. Бхадури).
С сер. 20 в. Б. л. развивается в двух государствах: Индии и Бангладеш (в 1947–71 Вост. Пакистан). Две ветви Б. л., тесно связанные между собой, отражают разный политич. и социально-культурный опыт этих государств.