Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕНГА́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 307-308

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Д. Серебряный

БЕНГА́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, ли­те­ра­ту­ра на бенг. язы­ке, од­на из ли­те­ра­тур Юж. Азии. Древ­ней­шие па­мят­ни­ки Б. л.: «Чарь­я­ги­ти» («пес­ни ис­тин­но­го пу­ти»)  сти­хотв. тек­сты буд­дий­ско­го (тан­три­че­ско­го) со­дер­жа­ния (1012 вв.). От 1314 вв.  пер­вых ве­ков по­сле му­сульм. за­вое­ва­ния  поч­ти не со­хра­ни­лось письм. па­мят­ни­ков. В 1518 вв. на бенг. яз. бы­ла соз­да­на об­шир­ная лит-ра, ко­то­рая, од­на­ко, за­ни­ма­ла в инд. куль­ту­ре под­чи­нён­ное по­ло­же­ние по срав­не­нию с ли­те­ра­ту­ра­ми на сан­ск­ри­те, араб. и перс. язы­ках. До 19 в. на бенг. яз. не бы­ло про­зы. По­эзия раз­ра­ба­ты­ва­ла до­воль­но ог­ра­ни­чен­ный круг тем и сю­же­тов в рам­ках тра­диц. эс­те­тич. ка­но­нов. На бенг. яз. не раз пе­ре­ла­га­лись «Ма­хаб­ха­ра­та», «Ра­мая­на», Пу­ра­ны. Са­мое ран­нее и по­пу­ляр­ное пе­ре­ло­же­ние «Ра­мая­ны» соз­дал Крит­ти­баш Одж­ха (15 в.); наи­бо­лее из­вест­ное пе­ре­ло­же­ние «Ма­хаб­ха­ра­ты» при­пи­сы­ва­ет­ся Ка­ши­ра­му Да­шу (16 в.). Свое­об­раз­ный пласт тра­диц. Б. л.  по­эмы-ска­за­ния 1518 вв. (т. н. мон­гол-каб­бо), по­свя­щён­ные ме­ст­ным бо­же­ст­вам, глав­ные из ко­то­рых  Мо­но­ша (по­ве­ли­тель­ни­ца змей) и Чон­ди (по­кро­ви­тель­ни­ца ди­ких жи­вот­ных, ото­жде­ст­в­ляе­мая с суп­ру­гой бо­га Ши­вы). Клас­сич. об­ра­бот­ка сю­же­та о бо­ги­не Чон­ди  «Чон­ди­мон­гол» («По­эма во сла­ву Чон­ди») Чок­ро­бор­ти Му­кун­до­ра­ма. Боль­шую по­пу­ляр­ность в Бен­га­лии по­лу­чил криш­на­ит­ский миф, осо­бен­но сю­жет о люб­ви Криш­ны и Рад­хи. Вы­даю­щий­ся па­мят­ник Б. л. по­эма «Криш­но-кир­тон» («Пес­ня во сла­ву Криш­ны»), да­ти­руе­мая 15 в. и под­пи­сан­ная име­нем Чон­ди­даш. В нач. 16 в. Чай­та­нья по­ложил на­ча­ло ре­лиг.-ре­фор­ма­тор­ско­му дви­же­нию, свя­зан­но­му с куль­том Криш­ны (т. н. бенг. виш­ну­изм), в рус­ле ко­то­ро­го воз­ник­ла бо­га­тая лит-ра. Боль­шой вклад в Б. л. 1518 вв. вне­сли и по­эты-му­суль­ма­не. Круп­ней­шие из них  До­улот Ка­зи и Сай­ед Ала­ол, ав­то­ры по­эм на тра­диц. му­сульм. и ин­дус­ские сю­же­ты. Вы­даю­щие­ся по­эты 18 в.  Бха­рот­чон­д­ро Рай, син­те­зи­ро­вав­ший тра­ди­ции санскр., бенг. и перс. по­эзии, и Рам­про­шад Шен, соз­да­тель сти­хо­тво­ре­ний-пе­сен, взы­ваю­щих к бо­ги­не Ка­ли. 2-я пол. 18 в. в Бен­га­лии  эпо­ха по­ли­тич. и куль­тур­но­го упад­ка и ут­вер­жде­ния брит. вла­сти.

В 19 в. Б. л. пре­тер­пе­ва­ет транс­фор­ма­цию, свя­зан­ную с влия­ни­ем ев­роп. лит-ры. Поя­ви­лись кни­го­пе­ча­та­ние, пе­рио­ди­ка; лит-ра на­чи­на­ет иг­рать ак­тив­ную роль в со­ци­аль­но-куль­тур­ной жиз­ни. Ре­фор­ма­то­ры Рам­мо­хан Рай, Иш­шор­чон­д­ро Шор­ма Бид­де­ша­гор и др. за­ло­жи­ли ос­но­вы про­зы. В 1858 отд. кни­гой вы­шел пер­вый бенг. ро­ман Пе­ри­чан­да Мит­ро «Ба­ло­вень бо­га­то­го до­ма». Все­ин­дий­ское зна­че­ние по­лу­чи­ли ро­ма­ны Бон­ким­чон­д­ро Чот­то­падд­хая. По­эт и дра­ма­тург (пе­ре­шед­ший в хри­сти­ан­ст­во) М. Мод­ху­шу­дон Дот­то вно­сил в Б. л. идеи и фор­мы западной по­эзии и дра­ма­тур­гии, раз­ру­шая тра­ди­ци­он­ные ка­но­ны.

Эпо­ху в бенг. и всей инд. куль­ту­ре со­ста­ви­ло твор­че­ст­во од­но­го из круп­ней­ших инд. по­этов, вы­даю­ще­го­ся про­заи­ка и дра­ма­тур­га Р. Та­го­ра (Но­бе­лев­ская пр., 1913); он был так­же ком­по­зи­то­ром, ху­дож­ни­ком и пе­да­го­гом. По­пу­ляр­ность по­лу­чи­ли ро­ма­ны Шо­рот­чон­д­ро Чот­то­падд­хая. В 1920-е гг. вы­сту­пил по­эт-му­суль­ма­нин Н. Ис­лам. В 1930-х гг. в Б. л. поя­ви­лась плея­да по­этов, вы­ра­зив­ших но­вый ис­то­рич. опыт и вос­при­няв­ших влия­ние совр. зап. по­эзии: Дж. Даш, Ш. Дот­то, О. Чок­ро­бор­ти, Биш­ну Де, а так­же Б. Бо­шу, П. Мит­ро и др., из­вест­ные и как про­заи­ки. С кон. 1930-х гг. в по­эзии пре­тво­ря­лись ком­му­ни­стич. идеи (Ш. Мук­хо­падд­хай и др.). Но­вые пу­ти в про­зе от­кры­ва­ли Биб­ху­тиб­ху­шон Бон­до­падд­хай, Та­ра­шон­кор Бон­до­падд­хай, Ма­ник Бон­до­падд­хай, О. Рай и др. В 1940–50-е гг. зна­чит. ме­сто в Б. л. за­ни­ма­ет об­ществ.-по­ли­тич. ро­ман (Г. Хал­дар, Ш. Бха­ду­ри).

С сер. 20 в. Б. л. раз­ви­ва­ет­ся в двух го­су­дар­ст­вах: Ин­дии и Банг­ла­деш (в 194771 Вост. Па­ки­стан). Две вет­ви Б. л., тес­но свя­зан­ные ме­ж­ду со­бой, от­ра­жа­ют раз­ный по­ли­тич. и со­ци­аль­но-куль­тур­ный опыт этих го­су­дарств.

Лит.: Тов­стых И. Бен­галь­ская ли­те­ра­ту­ра. М., 1965; Zbavitel D. Bengali literature. Wi­es­baden, 1976; Sen S. History of Bengali li­te­ra­ture. New Delhi, 1992.

Вернуться к началу